"Артист должен знать всё о любви и научиться жить без неё."(Анна Павлова)
Её называли "Божественной" и "Восхитительной". Говорили, что она – "Белый Лебедь" и даже "Фея лебединой стаи". Одна девочка написала родителям: "Помните, вы рассказывали: тот, кто увидит фею, будет счастлив всю жизнь. Я видела живую фею – её зовут Анна Павлова".
Гениальная русская балерина Анна Павлова стала легендой ещё при жизни. Журналисты соревновались друг с другом в сочинении историй о ней. Она читала в газетах мифы о себе – и смеялась. Легенды окружают её имя до сих пор.
Она никогда не рассказывала о своей личной жизни, в которой был один-единственный мужчина. Вся её жизнь – истинная, настоящая, известная и открытая каждому – была в танце. И она успела умереть до того, как ушла со сцены…
Самая знаменитая балерина ушедшего столетия, Анна Павлова (1881–1931), жизнь которой была полностью посвящена балету, о которой ходило немало слухов и легенд, пожелала оставить всё, что не касалось её работы, в тайне. О её личной жизни ничего не было известно. И лишь после её смерти в мире узнали о прекрасной и трагической истории любви, тайну которой легендарная балерина хранила в своём сердце долгие тридцать лет.
Анна Павлова родилась в 31 января (12 февраля) 1881 года. Её отец умер очень рано, и девочка воспитывалась матерью. Хотя они жили в постоянной нищете, Любовь Фёдоровна, подрабатывая прачкой, старалась скрасить тяжёлое детство "любимой Нюры". На именины и Рождество девочку всегда ждали подарки, принесённые заботливой, щедрой рукой, а когда Анне исполнилось восемь, мать отвела её в Мариинский театр на балет "Спящая красавица".
Так будущая танцовщица навсегда влюбилась в это искусство, а через два года худенькая и болезненная девочка была принята на балетное отделение Петербургского театрального училища. Спустя восемь лет Павлова стала ведущей актрисой Мариинского театра, а после ошеломительного успеха в роли Никии в "Баядерке" её уже называли первой солисткой "Мариинки".
Газеты писали о начинающей балерине с восторгом: "Гибкая, музыкальная, с полной жизни и огня мимикой, она превосходит всех своей удивительной воздушностью. Когда Павлова играет и танцует, в театре особое настроение".
У неё появились поклонники, мужчины назначали ей свидания, дарили подарки, однако Анна отвергала всех, а щедрые дары отсылала назад растерянным ухажёрам. Она была горда, чувственна и непредсказуема. "Я — монахиня искусства. Личная жизнь? Это театр, театр, театр", — не уставала повторять Павлова.
Однако девушка лукавила. Именно в то время в сердце юной балерины разгоралось непонятное, неизведанное ещё чувство. Близкие знали, что всё свободное время она проводит с богатым красавцем Виктором Дандре (1870–1944). Новый знакомый был выходцем из аристократической семьи, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Он занимал высокий пост советника в Сенате, был прекрасно образован, владел несколькими иностранными языками и всерьёз увлекался искусством. Покровительствовать начинающей балерине, как это делали до него члены императорской семьи, казалось Виктору престижным.
Молодой предприниматель стал покровителем молодой артистки, что, впрочем, было по тем временам достаточно модным. Однако жениться на ней Виктор и не думал. Он снял для Павловой квартиру, оборудовал одну из комнат под танцевальный зал, что для молодой балерины являлось в то время непозволительной роскошью. Каждый раз, встречая девушку после спектакля, Виктор преподносил ей роскошные подарки, возил по дорогим ресторанам, приглашал в компании обеспеченных, интеллигентных и известных людей, а вечером привозил её в квартиру, где часто оставался на правах хозяина до утра.
Но чем дальше узнавала Павлова нового знакомого, тем отчётливей понимала, что
Дандре вовсе не нуждается в ней, а неравный брак со скромной девушкой для него невозможен. И она ушла от него, предпочтя одиночество унизительному положению содержанки. "Я поначалу боролась, — вспоминала Павлова, — начала с горя просто кутить, желая что-то ему доказать!" А потом, в который раз последовав своему девизу, вернулась к работе.
Она опять тренировалась, гастролировала вместе с труппой любимого театра и танцевала по восемь–десять раз в неделю. В то время в её судьбе произошла ещё одна встреча, которая многое изменила в жизни известной танцовщицы. Великий балетмейстер Фокин поставил для неё на музыку Камиля Сен-Санса "Умирающего лебедя", который навсегда стал коронным номером балерины и облетел весь мир. Намного позднее, когда композитор встретил Павлову, то, восхищённый её выступлением, воскликнул: "Мадам, благодаря Вам я понял, что написал восхитительную музыку!"
В 1907 году Мариинский театр отправился на гастроли в Стокгольм. Именно после этих гастролей в Европе впервые заговорили о блистательной молодой балерине, выступления которой имели такой стремительный успех, что даже император Оскар II, восхищённый талантом Павловой, на прощание вручил ей орден "За заслуги перед искусством". Восторженная толпа встречала балерину овациями. "Меня встретили целой бурей рукоплесканий и восторженных криков. Я не знала, что делать", — вспоминала Анна Павлова. Это был настоящий триумф. Анна стала известной, у неё появились деньги, она уже многое могла себе позволить. О Викторе балерина старалась не вспоминать.
А тем временем дела у Дандре шли неважно. Провернув неудачную сделку, предприниматель задолжал огромную сумму, погасить которую в положенный срок так и не сумел. Он попал в тюрьму, не найдя крупной суммы денег, которая требовалась для внесения залога и его освобождения на время длительного судебного процесса. Родственники средств собрать не смогли, а богатые друзья отвернулись от неудачливого партнёра. Для Дандре начался трудный период мучительного ожидания за решёткой в одиночестве и сомнениях.
А Анна блистала уже в Париже. Сергей Дягилев, который открыл во французской столице русский балетный театр, пригласив туда Павлову и Вацлава Нижинского, не просчитался. О русском театре заговорили, его стали посещать люди из высшего света, посмотреть на русскую балерину приезжали со всей Европы, театр приглашали в Австралию и Америку.
Будущее казалось таким заманчивым и ярким. Однако Павлова неожиданно покинула Париж и направилась в Лондон. Спустя несколько месяцев Дягилев узнал, что его любимая солистка подписала контракт с известным театральным агентством "Брафф", по условиям которого она должна была танцевать по два раза в день в трёх странах — Англии, Шотландии, Ирландии. За это танцовщица получила аванс — внушительную по тем временам сумму.
Собранные деньги она сразу же переправила в Россию для освобождения Виктора из тюрьмы. Спустя несколько дней, в 1911 году, он покидал Петербург и направлялся за границу. "В Париже я решила, что без Дандре жить не могу. Я сразу же вызвала его к себе, — вспоминала Павлова. — Мы обвенчались в церкви, под секретом. Он ведь мой, только мой, и я его обожаю".
(продолжение следует....)
Знаменитые женщины и их история любви...
Сообщений 1 страница 20 из 24
Поделиться12013-12-24 12:46:56
Поделиться22013-12-24 12:55:41
Их брак оставался в тайне долгие годы. Виктор сдержал обещание, данное в день свадьбы Анне. Он поклялся молчать об их союзе. На великодушие бывший покровитель ответил сильнейшим чувством, которое вспыхнуло в его сердце, чтобы не угаснуть до последних дней.
Когда контракт подошёл к концу, Анна решила организовать свой театр и набрала труппу артистов. Так бывшая прима Мариинского театра стала хозяйкой небольшого театра. В тот же год она купила роскошный особняк близ Лондона, на берегу чистейшего озера, где плавали белые лебеди и вокруг росли экзотические растения, привезённые балериной из разных уголков мира. Казалось, судьба супругов не зависела больше ни от кого.
Виктор взял на себя все хозяйственные заботы, обязанности бухгалтера и менеджера. Он отвечал на корреспонденцию, вёл деловые и личные переговоры, организовывал гастроли, следил за костюмами и декорациями, принимал и увольнял актёров. Однако Павлова всё чаще выражала неудовольствие. Она упрекала мужа, скандалила, кричала, била посуду и плакала.
После долгих истерик и слёз балерины супруги мирились, и, казалось, их семейной идиллии опять ничего не угрожало. Вновь Виктор решал все проблемы жены, а Анна бегала по дому и театрально кричала служанке: "Кто посмел вычистить ему ботинки? Кто в моём доме осмеливается заваривать ему чай? Это моё дело!"
Однако эмоциональная и темпераментная Павлова могла тотчас же изменить настроение и с новыми обидами броситься на Виктора. Друзья, часто становившиеся свидетелями этих ссор, спрашивали потом у Дандре, как он мог всё это терпеть и почему не ушёл от Анны. Тот молчал. Видимо, у него на это были свои причины, известные только им
двоим.
Он боготворил её, благодаря за щедрость и великодушие. Она не могла забыть ему давней, нанесённой в юности обиды. Простила ли она его — вряд ли мы когда-нибудь узнаем. Но в искренности чувств Виктора Дандре сомневаться не пришлось. Когда его супруга скончалась 23 января 1931 года от воспаления лёгких, не дожив до своего пятидесятилетия всего несколько дней, Виктор, сломленный горем, долгое время не мог вернуться к обычной жизни.
Он не хотел верить, что Павловой больше нет. Создав клуб поклонников своей знаменитой жены, Виктор Дандре желал лишь одного — чтобы о великой балерине XX столетия помнили много лет. К сожалению, клубу не удалось просуществовать долго. Тем не менее имя русской балерины, легендарной Анны Павловой, навсегда вошло в историю мирового балета.
(Из выпуска от 05-11-2012
"Изюминки")
Поделиться32013-12-24 19:25:13
Спасибо Вовик ! темка замечательная.....
Поделиться52014-02-14 11:29:35
С Днем влюбленных я вас поздравляю!
В этот день пусть, лучами сияя,
В вашу жизнь воплотятся мечты,
Неизменно я вам пожелаю
Море счастья, любви, красоты!
Поделиться82015-01-05 15:38:00
Никто не помнит имен фараонов Египта, а вот Клеопатра – у каждого на слуху. Кто-то считал ее куртизанкой, женщиной редкого коварства, ставшей причиной целого ряда гражданских войн, другие напротив принимали за эталон добродетели.
Египетская Афродита
Клеопатра происходила из греческой династии Птолемеев, которую основал соратник и полководец Александра Македонского – Птолемей. После завоевания Египта, он был назначен сатрапом (правителем) этой страны.
Сегодня имя Клеопатры стало синонимом красоты, но ученые не могут сказать ничего определенного по поводу ее внешнего вида. Писать о ее небывалой красоте начинают лишь спустя пару сотен лет после ее смерти. Наиболее известным считается описание ее Плутархом, приведенное в «Сравнительных жизнеописаниях». Римский историк характеризовал Клеопатру как обладательницу неотразимой прелести, облик которой, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, накрепко врезался в душу: «Самые звуки её голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие».
Историк Секст Аврелий Виктор, негативно настроенный к Клеопатре писал о ней: «Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи».
Поскольку мумия Клеопатры не найдена, наиболее достоверным источником по ее внешности считаются бюсты. Самый известный – поврежденный бюст из Шершелл в Алжире, созданный после смерти царицы по случаю свадьбы ее дочери. Типичное греческое лицо с все тем же крючковатым носом и волнистыми волосами, собранными в пучок.
Роковая женщина
Именно такой была Клеопатра для всех мужей и сожителей, начиная с родного брата и первого мужа – царя Птолемея XIII, которому на момент вступления на царство было лишь 9 лет, в то время как Клеопатре исполнилось уже 17. Некоторое время она правила фактически одна, но затем царедворцы захватили власть. На трон Клеопатру вернул Юлий Цезарь. Когда тот пребывал в Александрии, царица в попытках заручиться его поддержкой, проникла к нему весьма оригинальным способом.
Плутарх рассказывает, что «Клеопатра, взяв с собой лишь одного из друзей, Аполлодора Сицилийского, села в маленькую лодку и при наступлении темноты пристала вблизи царского дворца. Чтобы остаться незамеченной, она забралась в мешок для постели и вытянулась в нём во всю длину. Аполлодор внёс его через двор к Цезарю. Говорят, что уже эта хитрость Клеопатры показалась Цезарю смелой и пленила его».
В династической борьбе между сестрой и братом, он вступился за сестру. Завязалась гражданская война, в ходе которой малолетний царь Птолемей XIII утонул в Ниле в попытке бегства.
Поделиться92015-01-05 15:39:45
Под Цезарем
Так начинается правление Клеопатры под римским протекторатом и ее роман с Цезарем, несмотря на то, что, в соответствии с традициями, она сочеталась браком с другим своим братом, Птолемеем XIV.
От великого полководца у нее родился сын – Цезарион («маленький Цезарь»), которому она пророчила великое будущее. Летом 46 года до н.э. Цезарь вызывает Клеопатру в Рим, якобы для заключения официального мирного договора между Римом и Египтом. Он воздвигает для нее шикарную виллу в его садах на берегах Тибра. Такое почитание египетской царицы, которое могло привести к провозглашению Цезаря царем, не понравилось римским сенаторам. 15 марта 44 года до нашей эры Юлий Цезарь был убит в результате заговора.
Клеопатра покинула Рим и вернулась в Александрию. По утверждению историка Иосифа Флавия, там она отравила брата-мужа, боясь в отсутствии покровителя свержения.
Антоний и Клеопатра
Роман Антония и Клеопатры входит в топ самых легендарных и трагических романов древнего мира. После смерти Цезаря в Риме разгорелась борьба за власть между двумя группировками: убийцами диктатора – Кассием, Брутом, и его соратниками – Октавианом и Марком Антонием. Октавиан и Антоний победили заговорщиков. Антонию было необходимо богатство Египта. Разузнав через доверенных о влюбчивом и простоватом Антонии, который скорее был храбрым солдатом, чем хитрым политиком, она прибыла к нему на роскошном корабле с позолоченной кормой и посеребренными веслами, где сама восседала в наряде Афродиты в сопровождении служанок в одеянии нимф и мальчиков в наряде купидонов. Вскоре Антоний покинул армию и отправился вместе с Клеопатрой в Александрию.
От него Клеопатра родила трех детей: близнецов – мальчика Александра Гелиоса, девочку Клеопатру Селену и Птолемея Филадельфа. Антоний, который сам был женат на сестре своего союзника Октавиана, оставил свою законную жену и начал раздачу земель своим незаконнорожденным наследникам. Цезарион получает титул царя царей, Александр получает Армению, Птолемей – Сирию и Малую Азию, Клеопатра Селена – Киренаику. Такое решение он принял не без влияния царицы. Это подписало ему и Клеопатре смертный приговор.
Поделиться102015-01-05 15:41:58
"Союз смертников"
Решающее сражение с Октавианом знатная пара проиграла. Прямо в разгаре морской битвы при Акциуме Клеопатра покинула поле битвы со своим флотом. Вслед за ней бежал и Антоний, оставив своих солдат. Возвратившись в Александрию, они ожидали вторжения Октавиана, проводя свое время в бесконечных пирах и развлечениях. К этому времени относится их клятва умереть вместе. Они даже организовали «союз смертников», члены которого обязывались предпочесть смерть плену.
Правда, когда легионы Октавиана вошли в Александрию, клятву исполнил только Марк Антоний, бросившись на меч. Клеопатра же позволила взять себя в плен, очевидно в надежде, что ей удастся найти подход к новому победителю. На этом история Клеопатры закончилась. Не желая повторять судьбу своей сестры Арсинои, которую когда-то по улицам Рима провел в золотых цепях ее союзник Юлий Цезарь, она решилась на самоубийство. Считается, что еще до вторжения Октавиана она искала яд, который приносит легкую и безболезненную смерть, проводя испытания на заключенных. Согласно официальной версии, ее выбор пал на яд египетской кобры.
Поделиться112015-01-29 11:20:15
О, моя таинственная любовь! Пусть она будет навсегда погребена под снегом, словно неведомый цветок. Отныне, дорогая моя подруга, твердо знай,- что бы ни писал я тебе под давлением печали или радости, -знай, что в душе у меня необъятная любовь, что ты заполнила мое сердце и жизнь, и что, хотя я не всегда умею выражать тебе эту любовь, всё же ничто не изменит её, что она будет цвести все прекраснее, все свежее и все пленительнее, ибо это- любовь истинная, а истинная любовь должна все расти.
Это- прекрасный многолетний цветок, корни которого в сердце, а ростки и ветви простираются ввысь, усиливая с каждым годом свое дивное цветение, свой аромат...
(О. Бальзак ( из письма Э. Ганской).
Художник Франческо Мельци. )
Поделиться122015-02-12 16:40:04
Век Веры Холодной в кинематографии был недолгим - всего четыре года, но и за это короткое время она стала самой популярной актрисой кино того времени. Публика буквально валила в кинотеатры валом, часто ломая двери и разбивая окна. Люди шли даже не на картину, а увидеть Веру Холодную. Она снялась в сорока фильмах, но по некоторым данным, во время революции много лент было вывезено за границу, так, что точное количество фильмов, в которых снялась Холодная, назвать трудно.
Играла Вера Холодная остросюжетные трагические роли. Однажды сам К.С. Станиславский сделал ей предложение сыграть роль Екатерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза», но она отказалась, так как не мыслила себя без съемок и кино.
Веру Холодную всегда окружали тайны и легенды: то ее называли любовницей Мишки Япончика (знаменитого бандита того времени), то французской шпионкой. Даже после смерти Холодной шли разговоры о том, что в ее гибели надо винить французского посланника Энно, якобы, приславшего своей неверной возлюбленной отравленные лилии. Так кем же была эта женщина на самом деле?
В Полтаве, осенью 1893 года, в семье учителя гимназии Василия Андреевича Левченко, родилась дочь, которую назвали Верочкой. Родители ее были интеллигентными и образованными по тому времени людьми: отец окончил Московский университет, а мать Алесандро – Мариинской институт благородных девиц. На жалованье преподавателя гимназии жить было трудно, и семья перебирается из Полтавы к родителям жены в Москву.
У нее рано открылся настоящий талант балерины, и Вера поступает в балетное училище Большого театра. Она подает большие надежды, но бабушка не позволяет ей окончить его. По настоянию Екатерины Андреевны, после двухлетнего обучения Вера возвращается домой. Бабушка просто не допускает мысли о карьере танцовщицы для девочки из порядочной семьи..
В 1910 году Верочка оканчивает гимназию и выходит замуж за молодого юриста Владимира Холодного, с которым знакомится на выпускном вечере. Началась обычная жизнь замужней дамы. Она музицировала, играла в теннис, принимала гостей, да еще у них с мужем появляется новое увлечение – автоспорт.
Они не раз принимают участие в автогонках и не один раз попадают в аварии, но всегда выходят из них живыми и невредимыми. Владимир Холодный не просто увлекается автомобилями, он в 1912 году открывает первый в России автожурнал «Ауто». В этом же году в семье появляется дочь Евгения.
В 1914 году начинается война, Владимира Григорьевича призывают в армию, и на руках Веры Васильевны остаются мать с двумя маленькими сестренками, родная дочка Женечка и приемная - Нона. Вера вынуждена искать работу, она идет на киностудию и уговаривает режиссера В. Гардина дать ей маленькую роль в его фильме «Анна Каренина».
Вера Холодная получает роль кормилицы, но все кончается плачевно, и режиссер, чтобы избавится от нее, дает ей рекомендательное письмо к Е.Ф. Бауэру в ателье Ханжонкова. Он-то и снимает Веру в фильме «Песнь торжествующей любви» по повести И.С. Тургенева, который приносит актрисе славу. О ней много говорят и пишут, с восторгом отзываются о ее таланте. Ателье Ханжонкова работает в бешеном темпе, чтобы не прогореть. Всего за один год Вера Холодная снимается в 13 лентах, она становится самой популярной актрисой, ее игра приносит баснословные прибыли.
В 1915 году Вера Васильевна уезжает к раненому мужу на фронт. Хотя надежды на его поправку практически не было, но все-таки его выхаживает, буквально возвращая к жизни. Вернувшись в Москву, Холодная опять начинает каждодневные съемки - она должна поддерживать свою популярность. Работает она уже с режиссером П. Чардыниным. Он снимает с участием Веры Холодной, нашумевшую ленту «У камина».
Шел 1917 год, кинотеатры были переполнены, в некоторых городах фильм шел в течение 100 дней, поэтому было решено снять продолжение. Так появился фильм «Забудь про камин - в нем погасли огни». Его успех был ошеломляющим.
Вера Васильевна много работала, не жалея сил. Но однажды вместе с группой, она выехала в Одессу на натурные съемки, там, заразившись «испанкой» (тяжелая форма гриппа), и 16 февраля 1919 года скоропостижно умерла, ей было 26 лет!!!
Тело Веры Холодной было забальзамировано и помещено в часовню на Христианском кладбище в Одессе, чтобы, впоследствии, перевести его в Москву. Владимир Холодный скончался через несколько месяцев после смерти жены, и ее некому было перевозить. Гроб с телом актрисы был в часовне до 1931 года, пока кладбище не закрыли, а тело великой Веры Холодной исчезло.
Поделиться132015-02-22 21:30:33
Мария Антуанетта была младшей дочерью императрицы Марии Терезии и Франца I, правителей Священной Римской империи. Когда девочке исполнилось десять лет, её отец умер, оставив жене империю и восьмерых детей. Мария Терезия оказалась весьма деловой женщиной, она не только отлично управляла государством, но и устроила своим отпрыскам удачное будущее. Самую блестящую партию австрийская императрица уготовила младшей дочери. Мария Антуанетта была помолвлена с наследником Франции — Людовиком XVI. Девочку старались воспитывать как будущую королеву. Она ни в чём не знала отказа, училась повелевать и чувствовала себя уверенной среди тысяч направленных на неё глаз. Вместе с тем по характеру Мария Антуанетта росла беззаботной, весёлой хохотушкой, не слишком привлекательной, зато очень лёгкой в общении, с живым ярким темпераментом.
В 14 лет Марию Антуанетту выдали за дофина Франции. Жених Людовик несколько разочаровал Марию Антуанетту. Неуклюжий малый, глуповатый юноша больше всего в жизни интересовался хорошей едой, однако не отказываться же теперь от французского престола, тем более что жених благоговел перед принцессой. Пройдут годы, но Людовик будет так же восхищаться женой, как в тот первый день их знакомства. Свадьба состоялась 16 мая 1770 года. Украшенный кортеж следовал по улицам Парижа, восторженная толпа горожан кричала здравицы счастливой невесте. Каждая из девушек хотела бы оказаться на её месте. Но грандиозный фейерверк закончился печально: началось настоящее столпотворение — люди бросились к бесплатным угощениям, в давке многие погибли. Когда мёртвые тела отвозили для опознания, по городу поползли зловещие слухи, что кровавое предзнаменование не принесёт счастья молодым. Но, несмотря на трагедию, первые годы жизни Марии Антуанетты в Версальском дворце мало чем отличались от счастливых праздников детства. Людовик не желал принимать участия в светской жизни, потея и краснея при виде обожаемой жены. Принцесса, не особенно печалясь, собрала подходящий для себя кружок молодых людей, которые обожали проводить ночи напролёт в развлечениях. Они играли в карты, танцевали, высмеивали наследника. Особенно шутникам нравилось переводить стрелки часов во дворце, создавая тем самым неразбериху. В 1774 году Людовик XV умер от оспы. Молодая чета получила всю полноту власти, однако это мало изменило их образ жизни. Новый король по прежнему много ел, по вечерам засыпал в кресле и записывал в дневнике: «Сегодня ничего не случилось», а Мария Антуанетта продолжала поражать парижан своим экстравагантным поведением. Она поменяла свой образ и из разукрашенной дамы превратилась в деревенскую простушку. Новый облик королевы гармонировал с небольшим дворцом загородного типа — Малым Трианоном, где жила королевская чета. Женщины сходили с ума от новой моды, введённой Марией Антуанеттой, давая прекрасные заработки парикмахерам и портным. Мало кто понимал, что соломенная шляпка королевы стоит дороже целого дома рядового горожанина.
В двадцать три года Мария Антуанетта впервые стала матерью, и за шесть последующих лет она родила ещё четверых детей, из которых выжили только двое: Мария Терезия и дофин Людовик. Королева обожала своих малышек, но за государственными делами и развлечениями у неё мало оставалось времени для детей. Впрочем, сами государственные дела составляли подготовку к развлечениям. Королева жила для удовольствий и не скрывала этого. Она тратила королевскую казну на друзей, наряды, выезды и балы. Король, человек смирный и терпеливый, мирился с любыми капризами жены, и когда советники стали настаивать на сокращении «карманных денег» королевы, то Мария Антуанетта добилась их увольнения. Короткий период ее популярности как супруги Людовика XVI сменился в 1774 году осуждением за легкомысленное и эксцентричное поведение на многочисленных празднествах, которые она устраивала в небольшой загородной усадьбе Малый Трианон близ Версаля (подарок Людовика XVI).
Трудные времена Французской революции королева Мария Антуанетта встретила мужественно и с достоинством. Ее тесные связи с Австрией и поддержка иностранной интервенции были столь явными, что суд вынес решение о казни. Попытки освободить Марию Антуанетту провалились.
Перед смертью Людовик провёл последние два часа с семьёй, получив столько любви от жены, сколько никогда он не видел раньше. Мария Антуанетта провела ночь без сна, следя по материнским золотым часикам, как время отстукивает последние минуты их царствования. Когда утром над Парижем поплыл звон колоколов, королева поняла, что её мужа больше нет.
16 октября 1793 года Мария Антуанетта, жена французского короля Людовика XVI, была обезглавлена на центральной площади Парижа по приговору революционного трибунала, который несколькими днями ранее казнил её мужа Людовика. В вину королеве вменялось предательство и шпионаж в пользу других стран…
Поделиться142015-03-03 17:50:41
В один из августовских дней военного 1942-го по трапу теплохода «Двина», что ходил по Северному морскому в США, поднялась молодая женщина. «Врачиху чуть не забыли», – засмеялись матросы. «Штурман Орликова», – не обращая внимания на смешки, представилась капитану Ивану Пийру новоприбывшая.
Удивление моряков естественно. Приметы о женщинах на корабле, которые-де приносят несчастье, бытуют веками. Тем более «Двине» предстояла отнюдь не прогулка, а тяжелейший рейс. Теплоход должен был доставить союзникам груз марганцевой руды, а обратно вернуться со столь необходимыми советским бойцам медикаментами, вооружением, оборудованием. Путь же через Баренцево и Норвежское моря, Атлантический океан под немецким бомбами и торпедами недаром называли «холодным коридором ада». Как хрупкая маленькая женщина проведет судно через смертельный коридор?
Но 27-летняя Валентина Орликова имела для этого достаточно знаний, опыта, а главное – характера. За плечами – Владивостокский техникум путей сообщения и работа еще в ранней юности на «Дальзаводе»: по совсем не девчоночьей специальности помощника судосборщика. Потом – Ленинградский институт инженеров водного транспорта: судоводительский факультет.
Началась Великая Отечественная. В августе 1941 года Валентина Орликова участвовала в операции по эвакуации из Таллина 6 тысяч раненых.
В той же операции принимала участие Анна Щетинина, еще до войны ставшая первой в истории женщиной – капитаном дальнего плавания. Так что Валентине было на кого равняться.
Показательно, что именно молодое Советское государство открыло для женщин ранее казавшиеся невозможными пути. Спустя годы Валентина Яковлевна Орликова станет первой в мире женщиной – капитаном китобойного судна, а затем – большого морозильного траулера. Но до этого будет еще четыре года войны, восемь рейсов на «Двине» Владивосток–США–Канада…
Родилась Валентина Орликова 19 февраля 1915-го, в сухопутном забайкальском городке Сретенске. Отец – нотариус, мама – машинистка. Вроде бы ничего не предвещало морскую судьбу. Но в 1918-м бури революции занесли семью во Владивосток, где у подросшей Вали и проснулась тяга к морю. Только одной романтической мечты мало без настоящего упорства. У Валентины упорство было, недаром школьницей записала в дневнике: «Достигает в жизни заветной цели только тот, кто умеет взять верный курс».
Юная Валентина ушла от первого мужа, который воспротивился ее учебе в институте. Со вторым мужем, однокурсником Борисом Соченовым, любовь к морю была общая. Но трудно сохранить близкие отношения, когда супруги месяцами ходят на разных судах. А вот родившийся в 1940 году сын Саша, хотя в детстве времени больше проводил с бабушкой, чем с родителями, стезю себе тоже выбрал морскую: поступил в Мурманское высшее мореходное училище.
В годы войны штурман Орликова была буквально нарасхват в США. Еще бы – женщина-моряк с голливудской внешностью (ее и в Голливуд возили, где снимали документальный фильм о советских моряках), прекрасно знающая английский. Вопросы на съемках и разного рода встречах задавали разные, часто не без подвоха. «Мне легче было устоять на мечущейся палубе, чем на неподвижной сцене огромного зала», – вспоминала позже Валентина Яковлевна. Но держала удар блестяще и слова находила нужные и доходчивые.
Однако море оставалось важнее всего.
Пять лет капитанствовала на китобойном судне «Штром» на Курилах. В 1950 году награждена орденом Трудового Красного Знамени. Большой морозильный траулер «Николай Островский» под ее командованием брал рекордные 25 тонн рыбы в сутки.
Работавший с ней старший механик Константин Трубин писал, что капитан хорошо знала не только штурманское дело, но и машину траулера. Умела строить отношения в коллективе. Очевидно, потому и первая.
В 1960 году Орликовой присвоили звание Героя Социалистического Труда. На одной из встреч с молодежью ее спросили: за что присвоена высокая награда. Валентина Яковлевна начала перечислять: за освоение новых районов промысла, за внедрение нового метода выгрузки рыбы по принципу «трюм–вагон», за переход на снабжение топливом в море, за составление карт-планов полярных районов, за организацию медицинской службы в море… Слушатели загибали пальцы на руках, но их не хватило.
Валентина Яковлевна Орликова ушла из жизни в 1986 году, похоронена на столичном Ваганьковском кладбище. С верного курса, взятого в юности, она не свернула.
Поделиться152015-04-02 22:23:38
Почти каждый вечер она вытаскивала его, еле держащегося на ногах, из очередного питейного заведения и усаживала в трамвай, чтобы отвезти домой. Счастливец – думали все - рядом с ним женщина, возле которой даже ангелы, видя ее любовь и смирение, забывают своё предназначение. Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн.
Впервые они столкнулись во время масленичного веселья 1917 года на террасе одной парижской кафешки. Моди (его еще называли «проклятым» итальянцем) сразу же стал набрасывать на листке бумаги портрет девушки с копной чёрных волос. Потом признался друзьям: « Я встретил её… она часто приходила ко мне во сне, а значит, станет моей вечной настоящей любовью». Что разглядела 19-летняя Жанна в этом измождённом невзгодами и болезнями 32-летнем человеке, юная художница и сама не понимала, но пошла за ним до конца.
Несколько лет они жили в крохотной мастерской, денег катастрофически не хватало. Узнав, что Жанна во второй раз беременна, Модильяни написал заявление об оформлении брака, которому так и не суждено было состояться: он умер от тяжелейшего приступа туберкулезного менингита в больнице для бедных. А на следующее утро его «наречённая невеста» шагнула из окна родительского дома, до последнего вздоха повторяя: «Я люблю тебя, Амедео». Преступлением этот поступок считать не принято - она лишь сдержала обещание, последовав за своим избранником по еще не остывшему следу. Их сердца не смогли разлучить даже плиты парижского кладбища Пер-Лашез. На одной написано: «Амедео Модильяни, художник, погибший на пороге славы», на другой – «Жанна Эбютерн, его преданная спутница, вплоть до полного самопожертвования».
Поделиться162015-04-29 21:37:38
Отрывок из биографического очерка Марии Ватсон.
Наиболее
выдающимся, главенствующим событием молодости Данте стала любовь его к
Беатриче. Впервые увидел он ее, когда оба они еще были детьми: ему было
девять, ей - восемь лет. "Юный ангел", как выражается поэт, предстал
перед его глазами в наряде, приличествующем ее детскому возрасту:
Беатриче была в одеждах "благородного" красного цвета, на ней был пояс,
и она, по словам Данте, стала сразу "владычицей его духа". "Она
показалась мне,- говорил поэт,- скорее дочерью Бога, нежели простого
смертного". "С той самой минуты, как я ее увидел, любовь овладела моим
сердцем до такой степени, что я не имел силы противиться ей и, дрожа от
волнения, услышал тайный голос: "Вот божество, которое сильнее тебя и
будет владеть тобою".
Десять
лет спустя Беатриче является ему снова, на этот раз вся в белом. Она
идет по улице в сопровождении двух других женщин, поднимает на него
взор и, благодаря "неизреченной своей милости", кланяется ему так
скромно-прелестно, что ему кажется, что он узрел "высшую степень
блаженства". Опьяненный восторгом, поэт бежит от шума людского, уединяется в своей комнате, чтобы мечтать о возлюбленной, засыпает и видит сон. Проснувшись, он излагает его в стихах. Это - аллегория в форме видения: любовь с сердцем Данте в руках несет в то же время в объятиях "уснувшую и укутанную вуалью даму". Амур будит ее, дает ей сердце Данте и потом убегает, плача. Этот сонет восемнадцатилетнего Данте, в котором он адресуется к поэтам, спрашивая у них объяснения своему сну, обратил на него внимание многих, между прочим Гвидо Кавальканти, от души поздравившего нового поэта. Таким образом было положено начало их дружбе, никогда не ослабевавшей с тех пор.
В первых своих поэтических произведениях, в сонетах и канцонах, окружающих ярким сиянием и поэтическим ореолом образ Беатриче, Данте превосходит уже всех своих современников силой поэтического дарования, умением владеть языком, а также искренностью, серьезностью и глубиной чувства. Хотя он тоже еще придерживается прежних условных форм, но зато содержание новое: оно пережито, оно идет из сердца. Впрочем, Данте скоро отказался от старых форм и манер и пошел по другому пути. Традиционному чувству поклонения Мадонне трубадуров он противопоставил реальную, но духовную, святую, чистую любовь. Сам он считает "могучим рычагом" своей поэзии правду и искренность своего чувства.
История любви поэта очень проста. Все события - самые незначительные. Беатриче проходит мимо него по улице и кланяется ему; он встречает ее неожиданно на свадебном торжестве и приходит в такое неописуемое волнение и смущение, что присутствующие и даже сама Беатриче трунят над ним и друг должен увести его оттуда. Одна из подруг Беатриче умирает, и Данте сочиняет по этому поводу два сонета; он слышит от других женщин, как сильно Беатриче горюет о смерти отца... Вот каковы события; но для такого высокого культа, для такой любви, на которую было способно чуткое сердце гениального поэта, это целая внутренняя повесть, трогательная по своей чистоте, искренности и глубокой религиозности.
Эта столь чистая любовь робка, поэт скрывает ее от посторонних глаз, и чувство его долгое время остается тайной. Чтобы не дать чужим взорам проникнуть в святилище души, он делает вид, будто влюблен в другую, пишет ей стихи. Начинаются пересуды, и, по-видимому, Беатриче ревнует и не отвечает на его поклон.
Некоторые биографы еще не так давно сомневались в действительном существовании Беатриче и хотели считать ее образ просто аллегорией, никак не связанной с реальной женщиной. Но теперь документально доказано, что Беатриче, которую Данте любил, прославил, оплакивал и в которой видел идеал высшего нравственного и физического совершенства, несомненно историческая личность, дочь Фолько Портинари, жившая по соседству с семейством Алигьери. Она родилась в апреле 1267 года, в январе 1287 года вышла замуж за Симона деи Барди, а 9 июня 1290 года умерла двадцати трех лет, вскоре после отца.
О своей любви Данте повествует сам в "Vita Nuova" ("Новая жизнь"), сборнике, где проза перемешана со стихами, который был посвящен поэтом Гвидо Кавальканти. По словам Боккаччо, это первое сочинение Данте,- заключающее в себе полную историю любви поэта к Беатриче до ее кончины и далее,- написано им вскоре после смерти возлюбленной, раньше, чем он осушил слезы о ней. Назвал он свой сборник "Vita Nuova", как некоторые полагают, потому, что через эту любовь для него настала "новая жизнь". Милая его - для Данте олицетворение идеала, нечто "божественное, явившееся с неба, чтобы уделить земле луч райского блаженства", "царица добродетели". "Облеченная в скромность,- говорит поэт,- сияя красотой, шествует она среди похвал, будто ангел, сошедший на землю, чтобы явить миру зрелище своих совершенств. Ее присутствие дает блаженство, разливает отраду в сердцах. Кто ее не видел, не может понять всей сладости ее присутствия". Данте говорит, что, украшенная благодатью любви и веры, Беатриче пробуждает и в других те же добродетели. Мысль о ней дает поэту силу побеждать в себе любое нехорошее чувство; ее присутствие и поклон мирят его со вселенной и даже с врагами; любовь к ней отвращает ум от всего дурного.
(Майкл Паркес, портреты Данте и Беатриче)
Под одеждой ученого у Данте бьется сердце чистое, юное, чуткое, открытое всем впечатлениям, склонное к обожанию и к отчаянию; он одарен пламенным воображением, возносящим его высоко над землей, в царство мечты. Любовь его к Беатриче отличается всеми признаками первой юношеской любви. Это духовное, безгрешное поклонение женщине, а не страстное к ней влечение. Беатриче для Данте более ангел чем женщина; она словно на крыльях пролетает через этот мир, едва касаясь его, пока не возвращается в лучший, откуда явилась, и потому любовь к ней - "дорога к добру, к Богу". Эта любовь Данте к Беатриче осуществляет в себе идеал платонической, духовной любви в высшем ее развитии. Те не понимали этого чувства, которые спрашивали, почему поэт не женился на Беатриче. Данте не стремился к обладанию возлюбленной; ее присутствие, поклон - вот все, чего он желает, что наполняет его блаженством. Один только раз, в стихотворении "Гвидо, я желал бы...", фантазия увлекает его, он мечтает о сказочном счастье, о том, чтобы уехать с милой далеко от холодных людей, остаться с ней среди моря в лодке, лишь с немногими, самыми дорогими, друзьями. Но это прекрасное стихотворение, где подымается мистический покров и милая становится близкой, желанной, Данте исключил из сборника "Vita Nuova": оно явилось бы диссонансом в общем его тоне.
Можно было бы думать, что Данте, поклоняясь Беатриче, вел недеятельную, мечтательную жизнь. Вовсе нет, - чистая, высокая любовь лишь дает новые, изумительные силы. Благодаря Беатриче, говорит нам Данте, перестал он быть обыденным человеком. Он начал рано писать, и стимулом его писательства стала она. "У меня не было другого учителя в поэзии, - сообщает он в "Vita Nuova",- кроме себя и самой могучей наставницы - любви". Вся лирика "Vita Nuova" проникнута тоном глубокой искренности и правды, но истинная муза ее - скорбь. И действительно, краткая история любви Данте имеет редкие проблески ясной, созерцательной радости; смерть отца Беатриче, ее печаль, предчувствие ее смерти и смерть - все это трагические мотивы. Предчувствие смерти Беатриче проходит через весь сборник. Уже в первом сонете, в первом видении короткое веселье Амура превращается в горький плач, Беатриче несут к небу. Потом, когда ее подругу похищает смерть, блаженные духи выражают желание скорее увидеть Беатриче в своей среде. Отец ее, Фолько Портинари, умирает. В душе поэта тотчас же рождается мысль, что и она умрет. Немного времени проходит - и его предчувствие сбывается: вскоре после смерти отца и она следует за ним в могилу. Данте увидел ее во сне уже мертвой, когда женщины накрывали ее флером. Беатриче умирает потому, что "эта скучная жизнь недостойна такого прекрасного существа", говорит поэт, и, вернувшись к славе своей на небо, она становится "духовной, великой красотой" или, как Данте выражается в другом месте, "интеллектуальным светом, исполненным любви".
Когда Беатриче умерла, поэту было 25 лет. Смерть милой была для него тяжелым ударом. Горе его граничит с отчаянием: он сам желает умереть и только в смерти ждет себе утешения. Жизнь, родина - все вдруг обратилось для него в пустыню. Как о потерянном рае плачет Данте об умершей Беатриче. Но натура его была слишком здоровая и сильная для того, чтобы он погиб от горя.
От великой своей скорби поэт ищет успокоения в занятиях наукой: он изучает философию, посещает философские школы, ревностно читает Цицерона и всего более - последнего представителя культуры древнего мира, Боэция, который переводом своим и истолкованием греческих философских произведений, в особенности "Логики" Аристотеля, сделал доступной следующим поколениям часть эллинского мышления и оставил им сочинение "De Consolatione Philosophiae" ["Утешение философией" (лат.)], столь высоко ценимое Средними веками. Боэций написал эту книгу в тюрьме, незадолго до казни, и рассказывает в ней, как в то время, когда он изнывал под тяжестью своего положения и готов уже был впасть в отчаяние, его посетило светлое видение: он увидел Философию, явившуюся его утешить, напомнить о суете всего земного и направить душу к более высокому и непреходящему благу. Непосредственная связь сочинения с судьбой автора, судьбой, в которой многие видели отражение собственного своего положения, а также доступная всем ясность основных его идей и благородная теплота изложения доставили книге Боэция особенное влияние в Средние века; многие ее читали и находили в ней утешение. Неутомимое рвение Данте к занятиям философией, ослабившее даже временно его зрение, открыло ему вскоре, по его словам, "сладость" этой науки в такой мере, что любовь к философии даже затмила на время идеал, до тех пор единственно властвовавший над его душой. И другое еще влияние боролось в нем с памятью об усопшей. Во второй половине "Vita Nuova" Данте рассказывает, как однажды, когда он был погружен в свою печаль, у окна показалась прекрасная женщина, смотревшая на него глазами, полными сострадания. Сначала он почувствовал к ней благодарность, но, видя ее снова и снова, стал понемногу находить такое удовольствие в этом зрелище, что ему грозила опасность забыть об умершей Беатриче. Однако это новое чувство не дало Данте утешения, в душе его разгорелась сильная борьба. Он стал казаться себе низким и презренным, бранил и проклинал себя за то, что мог хоть временно отвлечься от мысли о Беатриче. Внутренняя борьба поэта длилась недолго и кончилась победой Беатриче, которая явилась ему в видении, сильно его взволновавшем. С тех пор он думает опять только о ней и воспевает только ее. Позже, в другом своем сочинении- "Convito" ("Пир"),- заключающем самое восторженное восхваление философии, Данте стихам, посвященным второй своей любви, которую он называет здесь "Madonna la Filosofia", придал аллегорический характер. Но в реальном ее существовании навряд ли может быть сомнение, и этот маленький обман поэта весьма извинителен.
Чувство, казавшееся ему сначала, под влиянием экзальтации, столь преступным, на самом деле было крайне невинным и быстро промелькнувшим метеором платонической любви, что он впоследствии осознал и сам.
Но другая любовь Данте, к некоей Пьетра, о которой он написал четыре канцоны, носит уже иной характер. Кто была эта Пьетра - неизвестно, как и многое в жизни поэта; но упомянутые четыре канцоны написаны им, как предполагают, до изгнания. В них звучит язык еще юношеской страсти, юношеской любви, на этот раз уже чувственной. Эта любовь легко совмещалась в те времена с мистической экзальтацией, с религиозным культом женского идеала; чистое, целомудренное поклонение женщине не исключало тогда так называемого "folle amore" [безумная любовь (ит.)]. Весьма возможно, что при страстном своем темпераменте и Данте отдал ему дань и что и у него был период бурь и заблуждений.
Несколько лет спустя после смерти Беатриче,- когда, собственно, неизвестно, но по-видимому, в 1295 году,- Данте женился на некоей Джемме ди Мането Донати. Прежние биографы сообщают, что у поэта было от нее семеро детей, но по новейшим исследованиям их оказывается всего трое: двое сыновей, Пьетро и Якопо, и дочь Антония.
О жене поэта, Джемме, сохранилось очень мало сведений. По-видимому, она пережила мужа; по крайней мере, еще в 1333 году подпись ее значится на одном документе. По сведениям, сообщаемым Боккаччо, Данте не виделся больше с женой после своего изгнания из Флоренции, где она осталась с детьми. Много лет спустя, под конец своей жизни, поэт вызвал к себе сыновей и заботился о них. В своих сочинениях Данте нигде ничего не говорит о Джемме. Но это было обычное явление в те времена: никто из тогдашних поэтов не касался семейных своих отношений. Жене было суждено в ту эпоху играть прозаическую роль; она оставалась совершенно вне поэтического горизонта; рядом с чувством, которое уделялось ей, могло прекрасно существовать и иное, считавшееся высшим. Боккаччо и некоторые другие биографы утверждают, что брак Данте оказался несчастливым. Но ничего определенного об этом неизвестно; верно лишь то, что брак этот был заключен без всякой романической подкладки: это было нечто вроде делового уговора, чтобы исполнить общественный долг,- один из тех браков, которых и теперь немало.
Поделиться172015-06-15 20:55:13
Салли Ландау и Михаил Таль
По своему величию обаятельного еврея Михаила Таля следует поставить в один ряд с другим гениальным евреем - Альбертом Эйнштейном. Но если теорию относительности Альберта Эйнштейна не все физики сразу восприняли и поняли, то яркую, романтическую и волшебную шахматную игру с искромётными комбинациями, связанными с большими жертвами материала, приводили в неимоверный восторг не только любителей этой одухотворённой игры, но всех людей земного шара.
Михаила Таля знали все, хотя не все разбирались в шахматах. Но все знали, что Михаил Таль в шахматах - гений, и что лучше него в эту игру никто не играет. Но говоря о Михаиле Тале как о человеке, невозможно обойти его большую любовь в жизни - Салли Ландау. Уже более 20 лет она живёт в Антверпене (Бельгия), выйдя вторично замуж за бельгийского бизнесмена-миллионера Джо Крамарза. Недавно её пожилой муж оставил этот мир.
Михаил Таль влюбился в рыжеволосую актрису Рижского ТЮЗ’а Салли Ландау с первого взгляда. Сало Флор, известный советский гроссмейстер, провожая Михаила Таля на очередной турнир за границу, писал: «Михаила Таля провожали в аэропорту многие друзья и его очаровательная супруга Салли Ландау».
Он сразу втянул её в свою шахматную орбиту, в ней она остаётся и по сей день. Их история - это история большой и страстной любви двух неординарных людей. Что значит для гения Михаила Таля расставания, развод, переезд любимого человека в другую страну, другие лица рядом? Огромное душевное страдание, которое он, как мог, скрывал от посторонних глаз.
Он никогда не выпускал любимую женщину из поля зрения. И сегодня Салли Ландау ждёт его звонка. Скучает и видит сны, где они с Мишенькой в Верманском парке, вдруг зазвучал его голос с магнитофонной ленты и Салли Ландау заплакала. Наверное, ей показалось, что Мишенька погладил её по плечу...
Сейчас он скажет: «Саська! Не реви, я же здесь...»
Салли Ландау познакомилась с Михаилом Талем в новогоднюю ночь. 31 декабря 1958 года она пришла в ресторан «Астория» со знакомым студентом мединститута. И вдруг он говорит: «Салли, смотри, это мой друг детства, мы сидели за одной партой, - знаменитый Михаил Таль». Салли спрашивает: - «А чем же он знаменит?», - «Это же гроссмейстер Михаил Таль!». - «Это мне ни о чем не говорит».
Салли Ландау тогда было 19 лет, Михаилу Талю - 21 год. Их познакомили, и Миша пригласил её на танец. Но особого внимания она на него не обратила. А потом общая знакомая, по просьбе Михаила Таля, уговорила её пойти к нему в гости. Он сказал ей, что слышал, что она хорошо играет и поёт.
Рокового предчувствия у Салли Ландау не было, хотя Михаил Таль сказал в тот вечер своему дяде Роберту: «А вообще, она похожа на полотно Рембрандта - у него была Саския, а у меня будет Саська». Так оно и случилось.
Семейная жизнь у двух талантливых людей, знаменитых, видных, которые всегда были в центре внимания, не могла быть в полной взаимной гармонии. Скорее всего, каждый из них по-своему в зависимости от степени своей известности и популярности, вольно или невольно, скатывался к жизни богемы. Красота, талант актрисы и театральное окружение, многочисленные поклонники из публики приводили к тому, что Салли Ландау в большинстве случаев уступала желаниям своих страстных почитателей.
А Михаил Таль, в свою очередь, часто разлучаясь с женой, попадал в окружение красивых, молодых представительниц прекрасного пола, также предавался соблазну.
Михаил Таль нечасто брал свою жену Салли в заграничные поездки на турниры. Да и ей непросто было совмещать командировки Таля со своей театральной деятельностью. Так протекала их совместная жизнь до той поры, пока не пришла к окончательному финалу. Наступил развод.
Салли Ландау вскоре вышла замуж за бельгийского ювелира Джо Крамарза, поклонника Михаила Таля, и переехала с ним в Антверпен. Когда Джо умер, она продала его дом и купила квартиру в престижном районе. Но мечтает купить квартиру в Риге.
Она всегда вспоминает выражение её сына Герри, живущего с 1990 года в Израиле: «Мам, нам везде будет плохо. Мы другие. Нас вырвали с корнем, мы не можем там прижиться...».
А Михаил Таль после развода вскоре женился на своей секретарше Геле по совместной работе в рижском шахматном журнале «Шахс». У них родилась дочь Жанна. Сейчас она живёт в Германии у друзей Михаила Таля.
Интерес представляют воспоминания Салли Ландау о её встрече с Робертом Фишером на острове Кюрасао, где она была вместе с Талем в 1960 году на турнире.
При встрече Фишер подарил ей свою фотографию с дарственной надписью: «Sally from Bobby».
Кому интересно разобраться (или запутаться!) в хитросплетениях семейства Талей, рекомендую книгу воспоминаний Салли Ландау "Элегия Михаила Таля" в литературной обработке Аркадия Арканова. Или просмотреть документальный фильм "Жертва королевы"...
Поделиться182015-07-08 21:00:16
Александра Федоровна (в девичестве принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская) родилась в 1872 году в Дармштадте – столице маленького немецкого государства, герцогства Гессенского. Мать ее умерла в тридцать пять лет. Шестилетнюю Аликс, младшую в большой семье, забрала на воспитание бабушка – знаменитая английская королева Виктория. За светлый характер английский двор прозвал белокурую девочку Санни (Солнышко).
В 1884 году двенадцатилетнюю Аликс привезли в Россию: ее сестра Элла выходила замуж за великого князя Сергея Александровича. Наследник русского престола – шестнадцатилетний Николай – влюбился в нее с первого взгляда. Но только через пять лет семнадцатилетняя Аликс, которая приехала к сестре Элле, вновь появилась при русском дворе.
В 1889 году, когда наследнику цесаревичу исполнился двадцать один год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой. Ответ императора Александра III был краток: «Ты очень молод, для женитьбы ещё есть время, и, кроме того, запомни следующее: ты – наследник Российского престола, ты обручён с Россией, а жену мы ещё успеем найти». Через полтора года после этого разговора Николай записал в свой дневник: «Всё в воле Божией. Уповая на Его милосердие, я спокойно и покорно смотрю на будущее».
Этому браку противилась и бабушка Аликс, английская королева Виктория. Впрочем, когда позднее мудрая Виктория познакомилась с цесаревичем Николаем, тот произвел на нее очень хорошее впечатление, и мнение английской правительницы изменилось.
В следующий приезд белокурой немецкой принцессы, через год, Николаю не разрешили с ней увидеться. И тут цесаревич познакомился с балериной Матильдой Кшесинской. Его отношения с ней длилась почти четыре года…
В апреле 1894-го Николай отправился в Кобург на свадьбу брата Аликс – Эрни. И вскоре газеты сообщили о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадтской.
В день помолвки Николай Александрович записал в своём дневнике: «Чудесный, незабываемый день в моей жизни – день моей помолвки с дорогой Аликс. Я хожу весь день словно вне себя, не вполне сознавая полностью, что со мной происходит». Он счастлив!
Узнав о помолвке, Кшесинская отправила невесте подметные письма, в которых чернила бывшего возлюбленного. Аликс, едва прочитав первую строчку и увидев, что подпись отсутствует, отдала их жениху.
14 ноября 1894 года – день долгожданной свадьбы. В свадебную ночь Аликс записала в дневнике Николая: «Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно...»
После свадьбы цесаревич запишет в свой дневник: «Невообразимо счастлив с Аликс. Жаль, что занятия отнимают столько времени, которое так хотелось бы проводить исключительно с ней». По переписке Николая и Александры, мы знаем, что любовь и счастье наполняли их обоих. Сохранилось более 600 писем, передающих нам красоту этой любви.
Их любовь перенесла их через многие трудности. Александра родила 4 дочерей. А сына – наследника, будущего монарха России, все не было. Переживали оба, особенно Александра. И вот наконец-то – долгожданный царевич! После 4 дочерей, Александра родила сына 30 июля 1904 года. Радость во дворце закончилась, когда через неделю после рождения мальчика обнаружили, что ребенок унаследовал неизлечимую болезнь – гемофилию. Оболочка артерий при этом заболевании так хрупка, что любой ушиб, падение, порез вызывает разрыв сосудов и может привести к печальному концу. Именно это произошло с братом Александры Федоровны, когда ему было три года.
Болезнь Алексея держалась в государственном секрете. Доктора были бессильны. Постоянное беспокойство родителей за жизнь Алексия стало причиной появления при императорском дворе Григория Распутина. По мнению врачей, состоявших при наследнике, Распутин обладал способностью останавливать кровотечение с помощью гипноза, поэтому в опасные моменты болезни он становился последней надеждой на спасение ребенка.
Дети царственной семьи Романовых – Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, и наследник цесаревич Алексей – были необыкновенны своей обыкновенностью. Несмотря на то, что они были рождены в одном из самых высоких положений в мире и имели доступ ко всем земным благам, они росли как обычные дети. Их отец заботился о том, чтобы их воспитание было похожим на его собственное: чтобы к ним не относились как к тепличным растениям или хрупкому фарфору, а давали им делать уроки, учить молитвы, играть в игры, и даже умеренно драться и шалить. Таким образом, они росли нормальными, здоровыми детьми, в атмосфере дисциплины, порядка и почти аскетической простоты. Даже Алексею, которому каждое падение грозило мучительной болезнью и даже смертью сменили постельный режим на обычный ради того, чтобы он обрел мужество и другие качества необходимые наследнику престола.
Из письма Александры Фёдоровны Николаю Александровичу в 1914 году: «О, как ужасно одиночество после твоего отъезда! Хотя со мной остались наши дети, но с тобой уходит часть моей жизни – мы с тобой одно целое».
Ответ Николая на письмо был не менее трогателен: «Моё возлюбленное солнышко, душка-жёнушка! Любовь моя, страшно тебя недостаёт, что невозможно выразить!..».
Письмо Александры Николаю: «Я плачу, как большой ребёнок. Я вижу перед собой твои грустные глаза, полные ласки. Шлю тебе мои самые горячие пожелания к завтрашнему дню. В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как я живо всё помню! Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы».
Письмо Николая 31 декабря 1915 года Александре: «Самое горячее спасибо за всю твою любовь. Если б только ты знала, как это поддерживает меня. Право, не знаю, как бы я выдержал всё это, если Богу не было бы угодно дать мне в жёны и друзья тебя. Я всерьёз это говорю, иногда мне трудно выговорить эту правду, мне легче излагать всё это на бумаге – по глупой застенчивости».
А ведь эти строки написаны людьми, которые прожили 21 год в браке!.. Самое большое счастье было для них – это возвышенность, высокая духовность их отношений. И не будь они царственной четой, они всё равно были бы богатейшими людьми на свете: ведь любовь – высшее богатство и счастье.
Наступил трагический 1917 год. В продолжение нескольких этапов заключения – сперва в своем дворце в Царском Селе, затем в доме губернатора в Тобольске, и наконец в ипатьевском доме – «Доме Особого Назначения» – в Екатеринбурге, царская семья все претерпевала со стойкостью, христианским смирением и полным принятием воли Божией. Они искали утешения в молитве, богослужениях и духовном чтении. В это трагическое время императрицу отличали необыкновенное величие духа и «изумительно светлое спокойствие, которое потом поддерживало ее и всю ее семью до дня их кончины»
Британский консул Т. Рестон пытался тайно содействовать освобождению Романовых. По его инициативе разрабатывался план ночного похищения семьи; белые офицеры с фальшивыми документами пытались проникнуть в дом Ипатьева. Но судьба Романовых была уже предрешена... Советская власть рассчитывала подготовить «образцово-показательный» суд над Николаем, но для этого не хватило времени.
12 июля под предлогом приближения к Екатеринбургу Чехословацкого корпуса и частей Сибирской армии большевистский Уралсовет принял постановление об убийстве царской семьи. Существует мнение, что военный комиссар Урала Ф. И. Голощекин, в нач. июля1918 г. побывавший в Москве, получил на это согласие В. И. Ленина. 16 июля Ленину была отправлена телеграмма, в которой Уралсовет сообщал, что казнь царской семьи более не терпит отлагательств, и просил немедленно сообщить, нет ли у Москвы возражений. Ленин на телеграмму не ответил, что в Уралсовете, возможно, сочли знаком согласия.
В 2 часа ночи с 16 на 17 июля узников разбудили и приказали спуститься в полуподвальный этаж дома, якобы для переезда в другое место. По свидетельствам палачей, императрица и старшие дочери успели перед смертью перекреститься. Первыми были убиты государь и государыня. Они не увидели казни своих детей, которых добивали штыками.
Дипломатическими усилиями европейских держав царская семья могла уехать за рубеж, спастись, как спаслись многие из высокопоставленных подданных России. Ведь даже из места первоначальной ссылки, из Тобольска, можно было поначалу бежать. Почему же все-таки?.. На этот вопрос из далекого восемнадцатого года отвечает сам Николай: «В такое тяжелое время ни один русский не должен покидать Россию».
И они остались. Остались вместе навечно, как и обещали друг другу когда-то в юности.
Поделиться192015-12-21 19:25:20
Ради любви они обрекли себя на изгнание, приняли французское гражданство и обманули Ватикан. Их союз можно назвать счастливым с одной лишь пометкой — переживаний, выпавших на долю Софи и Карло, хватило бы на несколько жизней…
Роман знаменитого кинопродюсера и обаятельной актрисы начался банально и грозился стать классической историей запретной любви, но все преграды и предубеждения на пути настоящих чувств рассыпались в прах, влюбленные прожили вместе более полувека, до самой смерти Карло Понти.
Самая обаятельная и привлекательная
София Шиколоне всегда заметно выделялась среди жителей рыбацкого городка Поццуоли, что недалеко от Неаполя. Ее походка, манеры и яркая внешность словно говорили: мне уготовано иное будущее, далекое от жизни в жалкой лачуге, в которой жила моя семья. Хотя едва ли Софи сама это осознавала. Можно сказать, своей актерской карьерой она обязана своей матери Ромильде, которая в свое время упустила шанс сняться в Голливуде и отчаянно желала, чтобы ее мечту воплотила дочь.
Именно Ромильда привела девочку на конкурс красоты, где Софи выиграла курс занятий в неаполитанской школе актерского мастерства и два билета в Рим. Именно она настояла поехать на кинопробы в столицу Италии и этим убить сразу двух зайцев — получить роль и заработать деньги, столь необходимые большой семье для выживания.
Однако не все действия матери были во благо. Ромильда, кроме прочего, настойчиво прививала Софии собственную неприязнь к мужчинам. Отец девочки оставил Ромильду еще на ранних сроках беременности, однако, мучимый угрызениями совести, после рождения малютки оформил необходимые документы и дал дочери свою фамилию — Шиколоне, от неблагозвучия которой много позже кинопродюсеры придут в неописуемый ужас и заменят ее на Лорен.
Еще в детстве София проявила удивительную мудрость и не внимала рассуждениям матери, понимая, что той движут ненависть и обида за поломанную жизнь. Долгие года юношества и сама Софи терпела от одноклассников бесконечные унижения и обвинения в безотцовщине, но отца простила, хотя в ее сердце так и осталась потребность в заботе и опеке, которые, впрочем, девушка найдет в будущем муже.
В Риме Софию заметили, но роли предлагали сомнительные — в рекламе или легкой эротике. Нужда в деньгах подталкивала Софи сниматься в подобных «шедеврах», хотя Ромильда была категорически против. Однако тут скромная и обычно не перечившая матери девушка показала свой характер: ради обеспечения своей многочисленной родни, которая даже в самые тяжелые времена давала ей колоссальный заряд любви, она была готова на все.
Позже продюсер Карло Понти выкупит все пленки с «позорным прошлым» актрисы и примет Софи под свою профессиональную опеку. Встреча 16-летней красавицы и 38-летнего состоявшегося мужчины перевернет жизнь обоих.
Когда встречаются Север и Юг
Карло Понти вырос в семье миланских адвокатов. После обучения в университете он начал работать в юридической фирме своего отца, где ему довелось составлять контракты для кинодельцов. Понти рано понял цену деньгам и, активно используя свою сообразительность и холодный ум северянина, стал искать способы заработать.
Милан предоставлял трудолюбивому юноше все возможности для этого — среди итальянцев бизнес-центр страны известен как «город рабочих лошадок». Карло занялся продюсированием, он открыл миру Джину Лоллобриджиду, Алиду Валли, а в 1941 году принял предложение римской кинокомпании Lux Film и выпустил ряд коммерчески успешных картин.
В Италии имя Карло Понти набирало вес, с ним советовались, с его мнением считались, ему доверяли, но всемирную известность Карло принесут фильмы с участием Софи Лорен — той юной девушки невероятно эффектной внешности, которую он увидел за столиком римского кафе и пригласил на пробы.
Он сразу ощутил в ней харизму, понял, что камера полюбит непосредственную и обаятельную южанку, не знал он тогда лишь одного — что и сам влюбится до безумия. Знойная итальянка оказалась по-настоящему его женщиной, именно так он представлял себе свой идеал, мечтая о простой девушке с Юга. Она согревала бы его северное сердце ласковым солнцем, спрятанным в аромате волос, вдохновляла искренней улыбкой и блеском глаз, в которых отражается ясное небо. Только вот незадача — Карло уже был женат и имел двух детей.
Запретный роман
Как профессионал в мире кино Понти видел в Софи несколько изъянов и, привыкший к повиновению других актеров, настоятельно посоветовал ей укоротить нос и постараться скрыть слишком пышные бедра. Однако строптивая южанка наотрез отказалась что-либо в себе менять и сделала правильный выбор — чуть позже ее лицо и фигура станут эталонами красоты в Италии, а архиепископ Генуи даже пошутит, что настроенный против клонирования человека Ватикан, пожалуй, мог бы сделать исключение для одной потрясающей женщины — Софи Лорен.
Однако пока Софи и не подозревала о своей будущей славе — она просиживала бесконечные часы перед кабинетом Карло и ждала. «Мы называли ее Мисс Приемная. Она по полдня терпеливо проводила перед бюро Понти в ожидании какой-нибудь маленькой роли. Но уже тогда в ней чувствовался природный класс и манеры княгини», — вспоминал позже режиссер Дино Ризи.
Наконец, для Софи нашлась роль в киноленте «Золото Неаполя», с которой она справилась на все сто. Главная героиня, девушка из народа, была ей близка и понятна. Последний съемочный день попадал на 20-летие Лорен, каково же было ее изумление, когда она увидела в руках Карло красивую коробочку, а в ней — роскошное кольцо с бриллиантом.
В честь двойного праздника продюсер решил сделать девушке дорогой подарок. Стараясь унять пылающие щеки, Софи осознала, что для продюсера она значит намного больше, чем просто хорошая актриса. Все это время он был ей как отец, а теперь — еще и возлюбленный. Девушка прекрасно осознавала, на что идет — Карло женат, у него есть дети, но у нее не было сил противиться своим чувствам. Она была молода, темпераментна и совершенно потеряла голову от страсти.
«Нужно как следует надавить, чтобы заставить его на что-то решиться»
Однако со временем Софи стала все чаще задумываться о муже и детях. Уже не в радость ей были съемки в кино, бешеная популярность, заманчивые предложения. У нее было все, кроме того, что она желала больше всего на свете — собственной семьи. Карло понимал ее, любил и развелся бы немедленно, если бы не одно большое «но». Процедура разводов в Италии сопряжена с множеством трудностей, а в те времена развод был и вовсе невозможен. Дело не сдвигалось с мертвой точки, ждать разрешения было невыносимо тяжко, и Софи решила взять ситуацию в свои руки.
На съемках голливудского фильма «Гордость и страсть» актриса познакомилась со своим давним кумиром — Кэри Грантом. Статный красавец завладел ее вниманием на весь съемочный период и сам попал под обаяние девушки. Приезжая навестить возлюбленную, Карло не мог не заметить явные знаки внимания, которые Кэри оказывал партнерше по фильму, а Софи даже и не пыталась спрятать охапки цветов и скрыть совместные ужины с Грантом. Негласно она дала Понти понять, что он может ее потерять, если не сделает выбор. Карло поднял все своих адвокатов, выход был найден — он разведется с женой в Мексике и там же сочетается браком со своей Софи.
Полвека вместе
Влюбленные поженились, но скоро их ждал очередной удар — Ватикан не признал развод, сделанный не на территории Италии, и объявил брак Карло с Лорен недействительным. На «молодоженов» обрушилось негодование общества, им пришлось покинуть Италию.
Бесконечные петиции к Папе не дали никаких результатов. 10 лет Софи и Карло вели жизнь изгнанников, пока, наконец, после долгих размышлений и скитаний, не приняли французское гражданство. Для того чтобы развод продюсера вступил в силу, его бывшей жене тоже пришлось из итальянки превратиться во француженку. Официально брак Лорен и Понти был признан в 1966 году.
В 1968 году Софи родила сына, Карло Понти-младшего, через четыре года — второго, Эдуардо. Но заветное семейное счастье не давалось актрисе легко, до успешных родов она пережила несколько выкидышей. Врачи назначили ей постельный режим в течение всего срока беременности, малейшее неловкое движение или расстройство могло повредить ребенку и его маме. Карло использовал все свои связи, нанял лучших врачей и снял для любимой номер в гостинице в Швейцарии.
Девять долгих месяцев Софи не выходила из своей «палаты», она твердо решила осуществить мечту — познать радость материнства. Для того чтобы не падать духом, актриса попросила оборудовать номер мини-кухней, в которой она до блеска шлифовала свои кулинарные способности и после беременности даже выпустила книгу рецептов, предлагая читателям попробовать соус «Софи», бифштекс «Марчелло Мастроянни» (с актером ее связывала нежная дружба) и котлеты по фирменному рецепту ее бабушки Луизы.
Более полувека Софи Лорен и Карло Понтии посвятили друг другу, их разлучила смерть продюсера от болезни легких в 2007 году.
Поделиться202016-02-08 00:04:11
РУССКАЯ МУЗА АЛЬБЕРТА ЭЙНШТЕЙНА: ИСТОРИЯ ЛЮБВИ ГЕНИАЛЬНОГО ФИЗИКА И СОВЕТСКОЙ РАЗВЕДЧИЦЫ
Маргарита Коненкова и Альберт Эйнштейн
О великих научных открытиях Альберта Эйнштейна известно многое, а вот подробности его личной жизни долгое время оставались тайной за семью печатями. О себе гений говорил, что он пережил две войны, двух жен и Гитлера. Однако была в его жизни еще одна страница, о которой он предпочитал молчать, - тайный роман с советской разведчицей Маргаритой Коненковой.
Портреты Маргариты Коненковой
Маргарита Коненкова прожила яркую и незаурядную жизнь. В молодости она жила в доме Ивана Бунина, была знакома со многими выдающимися деятелями культуры - с Всеволодом Мейерхольдом, Федором Шаляпиным, Айседорой Дункан, Сергеем Есениным и др. Ее мужем стал известнейший скульптор Сергей Коненков, творчество которого часто ставят в один ряд с Роденом. Правда, решение вступить в брак было непростым для Маргариты, Коненков был на 21 год старше своей избранницы.
После свадьбы молодые не прожили и года в СССР, уехали на выставку русского искусства в Нью-Йорк. Планировалось, что поездка займет от силы месяц, а оказалось, что пара осталась в Америке на 22 года. Здесь Коненков продолжает работать, Маргарита становится музой мужа, часто для его скульптур она позирует обнаженной. Все работы находили живой отклик у американской публики.
Судьбоносным для Маргариты Коненковой стал 1935 год. В это время Принстонский университет выступил с инициативой заказать скульптурный портрет выдающегося ученого. Выбор пал на русского скульптора, и вскоре в мастерской Коненкова Маргарита познакомилась с Альбертом Эйнштейном. 39-летнюю красавицу 56-летний гений покорил с первого взгляда, она даже оставила запись в дневнике, что Эйнштейн, позируя, увлеченно рассказывал о теории относительности, и было очевидно, что внимание Маргариты ему льстит.
Долго о романе Коненковой и Эйнштейна не было ничего известно. Спустя много лет, в 1998 г., на аукционе "Сотбис" появился лот, который вызвал бурную дискуссию, - любовные письма гениального физика. Из них стало известно, что пару связывали совсем не дружеские отношения. Пара проводила много времени вместе, отдыхая в Пристоне в коттедже Альберта Эйнштейна. Чтобы усыпить бдительность Коненкова, Эйнштейн даже прибегнул к хитрости: он отправил ему уведомление о болезни Маргариты с врачебной рекомендацией проводить как можно больше времени в Саранак-Лейк.
Мы уже никогда не узнаем, догадывался ли Сергей Коненков об измене жены. Альберт Эйнштейн в дни разлуки тосковал по возлюбленной, писал ей искренние письма, в которых рассказывал, что их уютное "гнездышко" совсем пустует, называл их союз Альмар. Пожалуй, самым искренним проявлением его чувств стали удивительные стансы, посвященные музе.
Ученые потратили много лет, расшифровывая эти строки:
Две недели томил тебя
И ты написала, что недовольна мной
Но пойми — меня также мучили другие
Бесконечными рассказами о себе
Тебе не вырваться из семейного круга
Это наше общее несчастье
Сквозь небо неотвратимо
И правдиво проглядывает наше будущее
Голова гудит, как улей
Обессилили сердце и руки.
Приезжай ко мне в Принстон
Тебя ожидают покой и отдых
Мы будем читать Толстого,
А когда тебе надоест, ты поднимешь
На меня глаза, полные нежности,
И я увижу в них отблеск Бога
Ты говоришь, что любишь меня,
Но это не так.
Я зову на помощь Амура,
Чтобы уговорил тебя быть ко мне милосердной.
А.Е. Рождество. 1943 г.
Что касается самой Маргариты, то на ее плечи было возложено непростое задание - быть информатором. В эти годы Америка работает над созданием ядерной бомбы, и гениальный физик, конечно же, обладал определенной информацией. Стараниями Коненковой Эйнштейн встретился с заместителем советского консула в штатах - Павлом Михайловым. Сделал он это, конечно же, из любви к своей музе, понимал, что грозит ей за невыполнение задания. К слову, Эйнштейн посодействовал освобождению Маргариты, когда она была арестована ФБР. В 1945 году чета Коненковых получила приказ о возвращении в СССР, на этом любовная история разведчицы и гениального физика была закончена.