Мистер Икс, вы все их читали?
Я читал, пожалуй, меньше половины. Увы...
Отредактировано Vlad (2015-06-08 00:23:01)
Мы так нужны друг другу |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Мы так нужны друг другу » Все о книгах » Книжная лавка
Мистер Икс, вы все их читали?
Я читал, пожалуй, меньше половины. Увы...
Отредактировано Vlad (2015-06-08 00:23:01)
Мистер Икс, вы все их читали?
Просто они есть...и по-юности я был романтиком,а культ книги всегда царил в нашем доме, прочитал,кроме 2-х...Но в общем-то и не жалею...
22 июня 1898 - 117 лет назад - Эрих Мария Ремарк
немецкий писатель
Эрих Мария Ремарк — пожалуй, самый известный и читаемый немецкий писатель 20 века — родился 22 июня 1898 года в немецком городе Оснабрюк, в рабочей католической семье. Его имя при рождении - Эрих Пауль Ремарк. В 1916 году Ремарка призвали в армию, и он был направлен на Западный фронт в годы Первой мировой войны. В одном из сражений летом 1917 года Эрих Мария Ремарк получил ранения в ногу, руку и шею и до конца войны пребывал в военном госпитале. С 1919 года он начал свою трудовую деятельность, перепробовав много профессий - работал учителем, продавцом органистом... В 1921 году Ремарк стал редактором в журнале Echo Continental, тогда же и появился его псевдоним - Эрих Мария Ремарк (в честь матери Марии).
В октябре 1925 года он взял в жены бывшую танцовщицу Ильзу Ютту Замбона. Именно с супруги Ремарк писал своих героинь в некоторых романах, в том числе Патрицию Хольман в известном романе «Три товарища». Вместе они прожили 4 года, после чего их брак распался. Однако, для того чтобы ей помочь покинуть Германию в 1938 году (после прихода к власти нацистов) Ремарк еще раз на ней женился. Официально их брак был расторгнут только в 1957 году, при этом Эрих Мария до конца своих дней выплачивал бывшей жене денежную помощь и после смерти завещал ей 50 тысяч долларов. В 1920-х годах вышло несколько произведений писателя, в том числе - роман «Станция на горизонте» и наиболее известное из его произведений «На западном фронте без перемен». В 1933 году нацисты сожгли все произведения Эриха Марии Ремарка, запретив читать его книги, ссылаясь, якобы, на то, что он имеет еврейское происхождение и его настоящая фамилия – Крамер («Ремарк», написанное наоборот). Гонения заставили Эриха эмигрировать в США (где он в 1947 году получил гражданство). В 1937 году у него был бурный и стремительный роман со знаменитой актрисой Марлен Дитрих, однако эти отношения принесли больше мучений, чем счастья. Считается, что прообразом героини романа «Триумфальная арка» (1945) является именно Марлен Дитрих. В 1951 году Ремарк познакомился с актрисой Полетт Годар, которая и помогла ему прийти в себя после связи с Дитрих, а в 1958 году они поженились и переехали жить в Швейцарию. Там писатель продолжил заниматься своим творчеством до конца жизни рядом с любимой женой. Среди его произведений этого периода - такие известные романы как: «Жизнь взаймы», «Искра жизни», «Время жить и время умирать», «Ночь в Лиссабоне». Эрих Мария Ремарк скончался 25 сентября 1970 года в Локарно (Швейцария).
21 февраля 1962 года родился один из самых скандальных писателей современности. Чак Паланик был первым, кто открыто бросил вызов обществу потребления и объявил «американскую мечту» результатом морального разложения. Его называют культовым, шоковым писателем, героем Поколения Х, злым гением, а также сексистом, нигилистом и маргиналом — словом, равнодушных нет.
«Я придумываю очень мало. Многие люди рассказывают мне то, что они, по их словам, никому раньше не рассказывали. У всех у нас, так сказать, есть нюх на проникновенные рассказы. Мне всегда говорили, что рассказ должен трогать читателей, на уровне внутренних органов, должен разбивать сердце и вызывать легкую тошноту».
35 провокационных цитат Чака Паланика
— От того, что ты засунул в жопу перо, ты еще не стал павлином.
Люди, которые не пьют, не курят, никогда не матерятся и не говорят о сексе, вызывают у меня какие-то подозрения. Уверен, по ночам они разделывают трупы маленьких детей или еще что-то в этом роде. © Уцелевший
Поколения за поколениями люди работают на ненавистных работах только для того, чтобы иметь возможность купить то, что им не нужно. © Бойцовский клуб
От того, что ты засунул в жопу перо, ты еще не стал павлином. © Бойцовский клуб
Главный вопрос, который теперь задают себе люди, это не «В чем смысл существования?» Главный вопрос — это «Откуда эта цитата?» © Уцелевший
Порой лучший способ борьбы с дерьмом — это отказ от убеждения, что ты — большая ценность. © Невидимки
Искусство рождается только от горя. И никогда от радости. © Удушье
Возможно, самосовершенствование — это ещё не всё. Возможно, саморазрушение гораздо важнее. © Бойцовский клуб
Я не злой. Я просто не боюсь говорить людям жестокую и неприятную правду. Мы живем в жестоком и неприятном мире. © Удушье
Наркотики, обжорство, алкоголь или секс — просто очередной способ найти покой. © Удушье
Может быть, мы попадаем в ад не за те поступки, которые совершили. Может быть, мы попадаем в ад за поступки, которые не совершили. За дела, которые не довели до конца. © Колыбельная
Разница между тем, как человек выглядит на самом деле и каким он себя представляет, может быть просто убийственной. Может быть, вампиры живут вечно, потому что не могут увидеть себя в зеркалах или на фотографиях. © Призраки
Трудно забыть боль, но еще труднее вспомнить радость. Счастье не оставляет памятных шрамов. Мирное время ничему не учит. © Дневник
Никакого равенства полов нет и не может быть. Когда мужчины начнут рожать, вот тогда можно будет говорить о равенстве. © Удушье
Пережить можно все — даже самую страшную боль. Только тебе нужно что-то, что будет тебя отвлекать. Попробуйте вышивать. Или мастерить абажуры из цветного стекла. © Колыбельная
Мы любим трагедию. Мы обожаем конфликты. Нам нужен Дьявол, а если Дьявола нет, мы создаем его сами. © Призраки
Ничто нас так не бесит, как какой-нибудь дерганый наркоман, ленивый бездельник или поганый извращенец, который вдруг создает шедевр. Будто невзначай. © Дневник
Всю свою жизнь ты пытаешься стать Богом, а потом умираешь. © Невидимки
Некоторые из нас рождаются людьми. Остальные идут к этому всю жизнь. © Рэнт. Биография Бастера Кейси
Самая чистая радость — злорадство. © Призраки
Независимо от того, насколько сильной кажется тебе твоя любовь к человеку, когда лужа крови, струящейся из его раны, растекается по полу настолько, что едва не касается тебя, ты невольно отстраняешься. © Невидимки
Мы все умрем. Цель — не жить вечно, цель — создать вещь, которая будет жить. © Дневник
Переработка отходов и ограничение скорости движения — это полная чушь. Мне это напоминает тех курильщиков, что решают бросить курить, лежа на смертном одре. © Бойцовский клуб
Пока не нашлось ничего, за что можно бороться, можно бороться и против чего-то. © Бойцовский клуб
Большинство треков со смехом на телевидении было записано в начале пятидесятых. То есть почти все люди, смех которых ты слышишь, сейчас мертвы. © Колыбельная
От слишком громкого комплимента бывает больнее, чем от пощечины. © Дневник
После еды надо срать, однако это не означает, что еда — пустая трата времени. © Пигмей
Нереальное сильнее реальности. Потому что в реальном мире совершенства не существует. Совершенно лишь то, что мы придумываем для себя. © Удушье
Когда-нибудь я собираюсь жить так, чтобы делать что-то хорошее, а не просто не делать плохого. © Удушье
Телеигры придуманы для того, чтобы мы спокойно относились к случайным и бесполезным остаткам от полученного нами образования. © Невидимки
На свете нет ничего более скучного, чем неприкрытая нагота. Хотя вообще-то есть ещё кое-что. Честность. © Невидимки
Богатые люди в отличие от большинства знают: мосты не сжигают. Это транжирство! Мосты продают. © Рэнт. Биография Бастера Кейси
Красота — это сила, ровно как деньги, ровно как заряженный пистолет. © Невидимки
Моложе, чем сегодня вечером, тебе уже не стать. © Рэнт. Биография Бастера Кейси
Кто может, тот делает. Кто не может, тот критикует. © Призраки
На самом деле весь мир состоит из придурков. © Колыбельная
«Мне нравится, что вы больны не мной», одно из самых известных стихотворений Цветаевой, прославилось благодаря советскому фильму «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,–
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!
– Марина Цветаева, 3 мая 1915
Ответ на этот вопрос лишь в 1980 году дала сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, которая рассказала, что это яркое и в чем-то даже философское стихотворение было посвящено её второму мужу, Маврикию Минцу.
К 1915 году обе сестры уже успели побывать замужем, у каждой был ребенок, однако их браки оказались неудачными. Анастасия вспоминает, что Маврикий Минц появился на пороге её дома с письмом от общих знакомых и провел с ней почти весь день. У молодых людей нашлось много тем для беседы, их взгляды на литературу, живопись, музыку и жизнь в целом совпали удивительным образом.
Поэтому вскоре Маврикий Минц, плененный красотой Анастасии, сделал ей предложение. Но счастливого жениха ждало еще одно знакомство. На сей раз – с Мариной Цветаевой, которая в свои 22 года произвела на него неизгладимое впечатление не только как талантливая поэтесса, но и как очень привлекательная женщина.
Маврикий оказывал Марине знаки внимания, выражая свое восхищение и преклоняясь перед поэтессой. Ловя на себе его взгляд, Марина Цветаева краснела, словно юная гимназистка, и ничего не могла с этим поделать. Однако взаимная симпатия так и не переросла в любовь, так как Маврикий уже был обручен с Анастасией.
Стихотворение «Мне нравится…» стало своеобразным поэтическим ответом на слухи и пересуды знакомых, которые даже заключали пари на предмет того, кто и в кого влюблен в семействе Цветаевых.
Изящно, легко и по-женски элегантно Марина Цветаева поставила точку в этой пикантной истории, хотя и признавалась собственной сестре, что увлечена её женихом не на шутку. Сама же Анастасия Цветаева до самой смерти была убеждена, что её сестра, влюбчивая по натуре и не привыкшая скрывать свои чувства, попросту проявила благородство.
Блистательной поэтессе, к моменту знакомства с Маврикием Минцем успевшей опубликовать два сборника стихов и считающейся одной из самых перспективных представительниц русской литературы первой половины 20 века, ничего не стоило завоевать сердце любого мужчины.
22 августа 1920 - 95 лет назад - родился Рэй Брэдбери
американский писатель-фантаст
Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган (штат Иллинойс, США). Полное имя – Раймонд Дуглас Брэдбери (второе имя в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса). Отец – потомок англичан-первопоселенцев. Мать – шведка по происхождению. В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес. Детство и юношество писателя прошли во времена Великой депрессии, средств на университетское образование у него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии. Будучи молодым, он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году, наконец, не было опубликовано первое его крупное произведение – «Марсианские хроники». Затем (в первых номерах журнала «Playboy») – повесть «451 градус по Фаренгейту». После этого его слава разрослась до всемирной.
Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Фактически же Брэдбери не являлся фантастом, так как его творчество следует отнести к «большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастичных произведений у него лишь малая доля. Тем не менее, Брэдбери являлся обладателем нескольких наград в области фантастики помимо множества общелитературных премий. Рассказы же составляют самую большую по объёму часть творчества Брэдбери. В них же заключено, пожалуй, всё то, за что Брэдбери любят, ценят и признают мэтром литературы. Не умаляя значения крупных, «серьёзных» произведений, повестей и романов, стоит признать, что именно в этой форме литературного творчества писатель достиг верха мастерства. Умер знаменитый писатель Рэй Брэдбери 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе (США).
"Утром я лежала рядом с ним, он спал. По-видимому, было еще рано; мне больше не спалось, и я говорила себе, что, как и он, погруженный в сон, я тоже как будто не здесь. Мое настоящее «я» было очень далеко отсюда, за пригородными домиками, деревьями, полями, детством, неподвижное, в конце какой-то аллеи. Как будто девушка, склонившаяся над этим соней, только бледное отражение моего «я», – спокойного, безжалостного, от которого, впрочем, я уже отделилась, чтобы начать жить. Как будто своему вечному «я» предпочитала собственную жизнь, оставив эту статую в конце аллеи, в сумерках – и на плечах ее, словно птиц, множество жизней, возможных и отвергнутых..."
Франсуаза Саган "Смутная улыбка".
13 мая 1956 года застрелился известный советский писатель, лауреат Сталинской премии, секретарь (1939-1944) и генеральный секретарь (1946-1954) Союза писателей Александр Фадеев. В предсмертном письме он называет причиной своего самоубийства уничтожение литературы, а себя — одной из жертв этого процесса. В каком-то смысле это соответствует действительности. Успешный писатель и могущественный партийный деятель, Фадеев много лет был зачинщиком и проводником государственных репрессий, объясняя свое участие в литературных преследованиях как искренним служением интересам советского государства, так и желанием уберечь литераторов от еще больших бед, чем те, что им выпали. И действительно известны случаи, когда он использовал свое влияние, чтобы защитить тех же писателей, которых клеймил в служебных записках и публичных выступлениях.
После смерти Сталина Фадеев впал в немилость и не сумел удержаться на посту «писательского министра». Оставшийся не у дел и почти официально объявленный ответственным за жертвы в писательской среде, Фадеев попытался одновременно свести счеты с жизнью и с партийным руководством: в адресованном ЦК КПСС предсмертном письме он обвинил новые власти в продолжении и даже усугублении сталинской политики уничтожения литературы. Но тут мастер аппаратных игр просчитался: письмо на тридцать с лишним лет было спрятано в закрытом архиве, а официально причиной смерти объявили алкоголизм Фадеева.
...лучшие кадры литературы...
Из статьи Александра Фадеева о повести Андрея Платонова «Впрок»
«Красная новь», 1931 год
Повесть Платонова «Впрок» с чрезвычайной наглядностью демонстрирует все наиболее типичные свойства кулацкого агента самой последней формации — периода ликвидации купечества как класса и является контрреволюционной по содержанию. Платонов постарался прикрыть классово враждебный характер своей «хроники» тем, что облек ее в стилистическую одежонку простячества и юродивости.
Из письма Александра Фадеева в ЦК ВКП(б) о статье Викентия Вересаева
7 мая 1941 года
Направляю Вам для ознакомления политически небезынтересную статью Вересаева, присланную для напечатания в «Литературной газете». <...> Вересаев не может вслух сказать, что его «угнетает» контроль Главлита, политические требования наших журналов и издательств, и он прикрывается вопросами стиля и вообще художественной стороной дела. А общий тон статьи — вопль о «свободе печати» в буржуазном смысле.
Из выступления Александра Фадеева на заседании президиума Союза советских писателей
6 декабря 1943 года
[о стихотворении Ильи Сельвинского «Кого баюкала Россия»]
Он начинен этой ерундой, чуждым представлением о государстве, о родине.
[о повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца»]
Черты этой обывательщины, к сожалению, в природе советского общества, но если считать уровень наших людей таковым, то тогда не понятно, что мы за государство, что мы за народ? <...>Мы, писатели, что мы? Мы же не холуи в своем государстве, мы отвечаем за наше государство.
Из статьи об обсуждении постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград»
«Правда», 10 октября 1946 года
В своем выступлении генеральный секретарь Союза советских писателей А. Фадеев вскрыл природу аполитичной, оторванной от жизни народа поэзии Б. Пастернака, а также дал критический анализ идейных ошибок в творческом пути И. Сельвинского, отметил серьезные недостатки отдельных произведений П. Антокольского, С. Кирсанова, других поэтов <...>.
Знаю Ив. Катаева с 1926 года. Знаю, что во все время нашего знакомства и в разговорах и на партийных собраниях выступал и голосовал против уклонов, в том числе и против троцкизма. <…> Однако <…> в нем по-прежнему не изжиты интеллигентские пережитки <…>
Из пражского доклада Александра Фадеева «О традициях славянской литературы»
6 ноября 1946 года
Говорят, газеты за границей <...> уделяют много внимания той критике, которая появилась на страницах нашей печати по отношению к писателям Зощенко и Ахматовой. На это нужно ответить. <...> Что касается Ахматовой, то ее поэзию можно назвать последним наследством декадентства, оставшимся у нас. Стихи ее полны пессимизма, упадка,— что общего они имеют с нашей советской жизнью и почему мы должны воспитывать наше поколение так, чтобы оно впоследствии поступило, как многие буржуазные молодые люди во Франции в период истекшей мировой войны?
Из рассказа Анны Ахматовой, переданного в дневнике Любови Шапориной
20 января 1947 года
<…> вскоре после появления моей книги «Из шести книг» она была запрещена, был устроен скандал редактору, издательству. <...> Приезжал Фадеев, было бурное заседание в Союзе писателей и Фадеев страшно ругал мою книжку. Я не присутствовала на этом заседании. Но была вскоре на каком-то вечере там же. Фадеев увидел меня, соскочил с эстрады, целовал руки, объяснялся в любви.
Из письма Александра Фадеева в ЦК ВКП(б) о сборнике стихотворений Бориса Пастернака
6 апреля 1948 года
Довожу до Вашего сведения, что Секретариат ССП не разрешил выпустить в свет уже напечатанный сборник избранных произведений Б. Пастернака <...>. <...>секретариат не проследил за формированием сборника, доверился составителям, и в сборнике преобладают формалистические стихи аполитичного характера. К тому же начинается с идеологически вредного «вступления», а заканчивается пошлым стихом ахматовского толка «Свеча горела».
Из письма Александра Фадеева Иосифу Сталину об объединениях еврейских писателей
Январь — февраль 1949 года
Московское объединение еврейских писателей состоит из 45 писателей, киевское из 26 писателей, минское — из 6 писателей. <...> В последнее время деятельность объединений приобрела националистический характер. <...> Националистические тенденции проявляются также в поэтических произведениях, напечатанных в альманахах «Геймланд» и «Дер Штерн».
Из речи Михаила Шолохова на XX съезде ЦК КПСС
20 февраля 1956 года
Фадеев оказался достаточно властолюбивым генсеком и не захотел считаться в работе с принципом коллегиальности. Остальным секретарям работать с ним стало невозможно. Общими и дружными усилиями мы похитили у Фадеева пятнадцать лучших лет творческой жизни, а в результате не имеем ни генсека, ни писателя.
Из доклада председателя КГБ И. Серова в ЦК КПСС
14 мая 1956 года
13 мая 1956 года, примерно в 15.00, у себя на даче, в Переделкино Кунцевского района, выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством кандидат в члены ЦК КПСС писатель Фадеев Александр Александрович. <...> При осмотре рабочего кабинета сотрудниками КГБ Фадеев лежал в постели раздетым с огнестрельной раной в области сердца. Здесь же на постели находился револьвер системы «Наган» с одной стреляной гильзой. На тумбочке, возле кровати, находилось письмо с адресом «В ЦК КПСС», которое при этом прилагаю.
Из дневника Корнея Чуковского
13 мая 1956 года
Мне очень жаль милого А. А., в нем — под всеми наслоениями — чувствовался русский самородок, большой человек, но боже, что это были за наслоения! Вся брехня сталинской эпохи, все ее идиотские зверства, весь ее страшный бюрократизм, вся ее растленность и казенность находили в нем свое послушное орудие. Он — по существу добрый, человечный, любящий литературу «до слез умиления», должен был вести весь литературный корабль самым гибельным и позорным путем — и пытался совместить человечность с гепеушничеством. Отсюда зигзаги его поведения, отсюда его замученная СОВЕСТЬ в последние годы. Он был не создан для неудачничества, он так привык к роли вождя, решителя писательских судеб — что положение отставного литературного маршала для него было лютым мучением.
Из официального некролога Фадееву в «Правде»
А. А. Фадеев в течение многих лет страдал тяжелым недугом — алкоголизмом, который привел к ослаблению его творческой деятельности <...>. В состоянии тяжелой депрессии, вызванной очередным приступом болезни, А. А. Фадеев покончил жизнь самоубийством.
Харпер Ли работала обыкновенной служащей в авиакомпании. В декабре 1956 года она получила письмо от друзей: "У тебя есть один год отпуска, чтобы написать все, что тебе хочется. Счастливого Рождества!" Друзья подарили Харпер Ли годовой оплаченный отпуск — так появился роман "Убить пересмешника", который разошелся по миру тиражом в 30 миллионов экземляров и был переведен на множество языков мира.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Сегодня мы с благодарностью вспоминаем автора этой книги за её важные послания, которые останутся в наследство многим поколениям.
Её уже нет, совсем недавно она умерла...и я вновь перечитала эту книгу....И запомнила:" Почти все люди хорошие, Глазастик, когда их в конце концов поймешь. "
Малоизвестная молитва от Экзюпери
Молитва написанная Антуаном де Сент-Экзюпери в один из самых тяжелых периодов своей жизни. Она напоминает об очень важных вещах и глубоко затрагивает душу и разум.
Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов.
Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.
Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.
Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.
Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.
Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.
Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком.
Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!
Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.
Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.
Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.
Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем “внизу”.
Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.
Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.
Научи меня искусству маленьких шагов.
(Из инета.)
Волшебная рождественская сказка Пауло Коэльо о мечтах, которые все же сбываются, но не всегда так, как мы этого ожидаем.
Согласно одной древней легенде, много веков назад в чудесных рощах Ливана родились три кедра. Они, как известно, растут невероятно медленно, поэтому у них были целые сотни лет на размышления о жизни и смерти, человеке и природе.
Они стали свидетелями огромного количества событий на земле – как приходили и уходили цари, рождались и падали целые империи, как огромное количество раз люди проливали кровь на поле боя. Они видели любовь и ненависть, богатство и нищету. Они наблюдали за караванами торговцев и одинокими путниками. Они помнили, сколько раз менялся язык у людей и как они выдумывали алфавит.
Очень редко они говорили между собой, предпочитая наблюдать и размышлять, но однажды они затеяли разговор о своём будущем.– Много я повидал на своём веку, – сказал первый кедр. – Только власть имеет силу, поэтому мне хотелось бы превратиться в трон, на котором будет восседать самый могущественный царь на земле.
– А мне кажется, – вздохнул второй кедр, – что главное в мире – добро, поэтому хотел бы стать инструментом, который сможет превращать зло в добро.
– А я уверен, что главное – это вера и душа, – прошелестел третий кедр. – Поэтому хотел бы, чтобы люди, глядя на меня, наполнялись надеждой и верой.
Десятилетие шло за десятилетием, и вот однажды в роще появились дровосеки. Они срубили все три кедра, отвезли их в мастерскую и распилили.
Каждый кедр мечтал о своём, но реальность редко совпадает с ожиданиями.
Первый кедр стал обычным хлевом для скота, а из его остатков подмастерье соорудил простенькие ясли. Второй кедр стал грубым деревенским столом, а бревна третьего кедра за ненадобностью закинули на склад.
Все три кедра разочарованно вздохнули: «Как жаль, что не нашли люди достойного применения нашей чудесной древесине...»
Шли годы, и вот однажды ночью некая супружеская пара без крова над головой пришла на ночлег в тот самый хлев, построенный из первого кедра. Женщина была на сносях и в ту ночь родила мальчика, которого они уложили в ясли на сено. В тот же миг первый кедр осознал, что его мечта осуществилась: он стал опорой величайшего царя на земле.
Через несколько лет за стол из древесины второго кедра сели учитель и его 12 учеников. Перед трапезой учитель произнес несколько слов и второй кедр понял, что стал опорой не только чаше с вином и блюду с хлебом, но и союзу Человека и Бога.
На следующий же день из брёвен третьего кедра соорудили крест и прибили к нему гвоздями полуживого человека. Кедр ужаснулся своей участи и стал оплакивать свою судьбу и судьбу человека, приколоченного к нему, но не прошло и трёх дней, как человек на нём стал Светочем Мира, а сам крест превратился из орудия пытки в символ веры.
Так исполнилась судьба трех ливанских кедров: как это часто бывает с мечтами, они осуществились, но совсем не так, как мы могли бы себе это представить.
Автор: Пауло Коэльо
2 апреля - Международный день детской книги
Международный день детской книги отмечается ежегодно в день рождения датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена, которому в этом году исполнится 200 лет со дня рождения (1805-1875).
Обычно к этому дню во многих странах приурочивают проведение недели детской и юношеской книги. Проводят утренники, конкурсы, выставки, конференции и фестивали, посвященные лучшим книгам мира. Программы яркие, развлекательные, запоминающиеся. И везде, у всех стран и народов королем праздника считается Андерсен.
С чего все начиналось…
В историческом времени представление о ребенке как о существе со своими особыми интересами и запросами – недавнего происхождения, оно получило распространение лишь в два-три последних столетия. Соответственно, детская литература как самостоятельный вид – явление сравнительно новое. До середины 17 в. дети читали (те, кто умел читать, с грамотностью тогда было плохо), за редким исключением, примерно то же, что и родители. Однако и у тех, и у других всегда имелся иной источник знаний – фантастические, исторические и бытовые истории, существовавшие в устной традиции. Дети слушали их вместе со взрослыми, и никого не заботило, подходит ли рассказанное для ребенка; дети, как и взрослые, извлекали из услышанного то, что могли. Кое-что из произведений древнего устного творчества доступно нам в печатном виде и вызывает у детей и взрослых такой же интерес, как тысячелетия назад, – например басни Эзопа, впервые записанные в 4 в. до н.э. Другие хорошо известные образцы устного народного творчества – легенды о короле Артуре и Робин Гуде и, разумеется, народные сказки, собранные братьями Гримм и Ш. Перро (1628–1703), чей сборник под общепринятым названием «Сказки Матушки Гусыни» включает, возможно, самую знаменитую волшебную сказку «Золушка».
Истоки детской книги восходят к эпохе, когда в Англии появился печатный станок и У. Кэкстон выпустил в 1477 первую книгу на английском языке. Среди его многочисленных изданий, которые наверняка привлекали детей, были басни Эзопа и забавный животный эпос «Роман о Лисе». Учебники стали лучше, получили распространение буквари и азбуки. В 1658 чешский священник и педагог Я. А.Коменский опубликовал первую книгу с картинками для детей Orbis Sensualium Pictus («Мир чувственных вещей в картинках») – учебник на латыни с гравюрами. На протяжении 17 в. детей обучали в духе пуританских верований; круг детского чтения в основном сводился к Библии, хотя печаталось немало предназначенных для детей книг религиозного содержания.
В 18 в. у детей появилась возможность выбирать книги по вкусу. Два великих «взрослых» романа, «Робинзон Крузо» (1719) Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» (1726) Дж. Свифта, в адаптированном виде идеально подходили для детского чтения. В то же время и детей и взрослых одинаково привлекали дешевые издания народных сказок, баллад и преданий, заимствованных из устной традиции. Собрание увлекательных волшебных восточных сказок «Занимательные арабские ночи» включало «Аладдина», «Али-Бабу и сорок разбойников» и «Семь путешествий Синдбада-Морехода». Другой вехой в издании книг для детей стало появление в 1744 «Карманной книжицы» Д. Ньюбери, призванной «наставлять и развлекать» юного читателя.
Начало 19 в. отмечено появлением непревзойденных немецких народных сказок, опубликованных Я. и В.Гримм; для детей это стало настоящим праздником. Датчанин Х.К.Андерсен перерабатывал для детей народные сказки и писал собственные. Выпущенные на английском языке в 1846, такие сказки Андерсена, как «Гадкий утенок» или «Русалочка», сразу полюбились детям.
Волшебный сказочник
Ханс Кристиан Андерсен (Andersen, Hans Christian) (1805–1875), датский писатель. Андерсену принадлежат романы, пьесы, книги путевых заметок, стихотворения, однако в литературе он остался прежде всего как автор сказок и историй, составивших 24 сборника, изданных в 1835–1872. Биография Андерсена тоже напоминает сказку, особенно если с доверием отнестись к его рассказу о себе в двух больших мемуарных очерках Сказка моей жизни (Mit livs eventyr), предпосланных немецкому (1847) и датскому (1855) изданиям его избранных произведений.
Андерсен родился в семье сапожника и сам в раннем детстве стал подмастерьем на фабрике, поскольку семья едва сводила концы с концами. Решив стать актером, Андерсен в четырнадцать лет отправился в Копенгаген и определился учеником-танцовщиком в королевский балет, а затем стал сочинять для сцены и печатать стихи в журналах.
Хотя в автобиографиях Андерсен жалуется на интриги недоброжелателей, гораздо больше свидетельств того, что ему помогали многие крупные датские писатели того времени, включая лидера романтического направления А. Г. Эленшлегера и признанного драматурга Й. Л. Хейберга. Королевская стипендия, полученная в 1833, позволила Андерсену совершить первое большое путешествие по Европе, за которым последовало еще несколько. Все они описаны в книгах очерков, посвященных Италии, Швеции, Испании, Португалии, Балканам. Датская публика нередко выражала недовольство его длительным пребыванием вдали от дома, но в Европе Андерсена оценили раньше, чем на родине, в Германии и Англии его считали великим мастером слова. Правда, уже в 1840-е годы Андерсен пользовался покровительством короля Кристиана VIII, а после смерти монарха в 1848, когда началось восстание в Шлезвиг-Гольштейне, угрожавшее целостности датского государства, он сочинил несколько стихотворений в патриотическом духе.
За несколько лет до этого Андерсен познакомился с выдающейся шведской певицей Йенни Линд, влюбился в нее, сопровождал ее в Лондон и Берлин, где она гастролировала, однако не добился взаимности. Свой век Андерсен прожил холостяком, сохранив творческую активность до последних лет, но едва ли чувствуя себя счастливым, хотя он и был осыпан свидетельствами международного признания. Умер Андерсен в Копенгагене 1 августа 1875. Родина почтила память Андерсена, установив на набережной Копенгагена статую героини его сказки – Русалочки, ставшую символом города.
Сборник «Сказки, рассказанные для детей» (Eventyr, fortalte for born, кн. 1–3, 1835–1837), где появилась «Русалочка» (а также «Огниво», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля»), вызвал разноречивые отклики в датской критике, которая не смогла понять новаторства Андерсена, преобразовавшего жанр литературной сказки, пользовавшийся большой популярностью в эпоху романтизма. Автору указывали, что его произведения слишком легковесны для взрослых и недостаточно назидательны, чтобы послужить воспитанию детей. Андерсен сам вначале отдавал главные усилия театру и романам (их было написано шесть).
Решение посвятить себя сказкам Андерсен принял лишь в середине 1840-х годов, с этого времени регулярно печатая сборники, которые назывались просто «Сказки». Писателю было ясно, что его аудиторию должны составлять и юные, и взрослые читатели, нередко («Тень», «Колокол») он писал именно для взрослых. Частично его сказки представляют собой обработки народных преданий («Дикие лебеди», «Свинопас») либо версии сказок, и до Андерсена имевшихся в литературных переложениях (источники – испанский, итальянский фольклор, «Тысяча и одна ночь» и др). Но многие самые известные сказки полностью рождены воображением Андерсена («Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле Лукойе», «Аисты»).
Дети по обе стороны Атлантики зачитывались романами В.Скотта, прежде всего «Роб Роем» (1817), «Айвенго» (1819) и «Талисманом» (1825), находя в них романтику и приключения.
Золотой век детской литературы
Начало золотого века детской литературы относится к середине 19 в. К этому времени все наконец признали, что детям, помимо учебников и религиозных сочинений, требуются собственные книги. Кроме того, набирало силу движение за всеобщее обязательное образование, и уровень грамотности среди детей, включая и принадлежащих к низшему классу, повышался. Так что само время располагало к возникновению литературы, предназначенной исключительно для детского чтения. По счастливому стечению обстоятельств, творчество ряда самых блистательных авторов, создававших книги для детей, приходится на вторую половину 19 в. Тут прежде всего нужно назвать Л.Кэрролла: он не был первым по времени, но, подобно сияющему метеору, преобразил небосклон детской литературы. Огромный резонанс его книг «Приключения Алисы в Стране чудес» (1865) и «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса» (1872) приписывали полному отсутствию в них дидактики и познавательного материала и свободной игре фантазии и юмора, какой предшествующая литература, входившая в круг детского чтения, практически не знала, за редким исключением народных сказок.
Несколько преданных своему делу романисток создавали книги для девочек, пользовавшиеся большим успехом. В области приключенческой литературы для мальчиков «Остров сокровищ» (1883) Р.Л.Стивенсона и по сей день остается популярнейшей классической книгой, возможно, потому, что автор вывел в ней Долговязого Джона Сильвера, персонаж нового типа, привлекающий своей непредсказуемостью. Роман «Копи царя Соломона» (1885) Г. Р. Хаггарда, повествующий о трех друзьях, которые отправились в Африку на поиски алмазов, затерянного племени и пропавшего товарища, поражал читателя экзотикой. Взрослые и подростки с одинаковым удовольствием читали рассказы А. Конана Дойла о великом сыщике Шерлоке Холмсе. В приключенческом жанре выступали и Майн Рид (1818–1883), из книг которого наибольшую любовь снискали «Юные путешественники» (1853) и «Всадник без головы» (1866).
Р.Киплинг в 1894 выпустил для детей «Книгу джунглей», куда вошли истории про воспитанного волками мальчика Маугли, тигра Шер Хана, медведя Балу и других говорящих животных. За ней последовали «Просто сказки» (1902), построенные как истории-ответы на вопрос «Почему?»; наиболее известна из них, вероятно, сказка о любопытном слоненке.
О.Уайльд опубликовал два сборника литературных сказок, написанных в его неподражаемом стиле: «Счастливый принц и другие истории» (1888) и «Гранатовый домик» (1891); самые известные его сказки – «Великан-эгоист» и «Счастливый принц».
В 1876 Марк Твен выпустил «Приключения Тома Сойера», об увлекательных похождениях и злоключениях мальчишки из городка на реке Миссисипи в штате Миссури. Твен был наделен даром безошибочно чувствовать радости и горести детского возраста. Его «Приключения Гекльберри Финна» (1885), один из признанных шедевров американской литературы, серьезнее по тону, здесь речь идет об осуждении рабства, но и в этом романе события даны сквозь призму твеновского юмора. В области фольклора самым значительным явлением стали записанные Дж.Ч.Харрисом (1848–1908) рассказы и сказки дядюшки Римуса – образцы устного творчества чернокожих на местном диалекте; наибольшей известностью пользуется сказка «Братец Кролик и смоляное чучелко».
Заметное влияние на детскую литературу 19 в. оказали три европейских писателя. Француз Ж.Верн был «отцом» научной фантастики. Его самый знаменитый роман «Двадцать тысяч лье под водой». Соединение научной информации с приключенческим сюжетом покорило молодых читателей новизной и занимательностью. Итальянец К. Лоренцини (1826–1890), известный под псевдонимом Карло Коллоди, создал произведение на все времена – «Приключения Пиноккио» (1883), историю марионетки, которой лживость не дает превратиться в живого мальчика. «Хайди» (1881) швейцарской писательницы Йоханны Спири (1827–1901) тоже книга классического ряда; в ней рассказано о сиротке, которой достается хлебнуть горя, пока ее наконец не возвращают к дедушке в любимые горы.
"Чайка Джонатан Ливингстон" - повесть-притча, написанная Ричардом Бахом. Рассказывает о чайке, учившейся жизни и искусству полета. Пронзительная книга о самосовершенствовании и самопожертвовании, манифест безграничной духовной свободы.
А вот мысли,очень ценные, для каждого человека......
1. Все ваше тело — от кончика одного крыла до кончика другого — есть собственно мысль, воплощённая в форме, доступной вашему зрению. Разорвав путы, сковывающие вашу мысль, вы разорвете и путы, сковывающие ваши тела.
2. Пропитание, и грызня, и власть в Стае — это ещё далеко не всё. Цель жизни — поиск совершенства, а задача каждого из нас — максимально приблизить его проявление в самом себе.
3. Закон на всех уровнях бытия — один и тот же: свой следущий мир мы выбираем посредством знания, обретённого здесь. И если здесь мы предпочли невежество, и знание наше осталось прежним, — следующий наш мир ничем не будет отличаться от нынешнего, все его ограничения сохранятся.
Небеса — не место и не время — но лишь наше собственное совершенство.
4. Серая скука, страх, и злоба – вот причины того, что жизнь столь коротка.
5. Совершенная скорость — это не тысяча миль в час. И не миллион. И даже не скорость света. Ибо любое число суть предел, а предел всегда ограничивает. Совершенство же не может иметь пределов. Так что совершенная скорость — это когда ты просто оказываешься там, куда собираешься направиться.
6. Джонатану следовало отказаться о представлениях о себе как о существе, попавшем в западню ограниченного тела с размахом крыльев в сорок два дюйма и рабочими характеристиками, которые могут быть замерены и просчитаны. Суть в том, чтобы осознать: его истинная природа, его сущность — совершенная как ненаписанное число, существует всегда и везде во времени и пространстве.
7. Джонатан стоял на песке и думал: интересно, есть ли сейчас там, на Земле, Чайка, которая старается вырваться за пределы врождённых ограничений, постичь значение полёта, выходящее за грань понятия о нем лишь как о способе добыть корку хлеба, выброшенную кем-то за борт вместе с помоями.
8. Чем выше летает чайка — тем дальше она видит.
9. После победы над пространством остаётся только Здесь. А после победы над временем — только Сейчас.
10. Ты можешь знать всё что угодно, но пока ты не доказал это на практике, ты не знаешь ничего!
11. Летать — это ведь не просто хлопать крыльями, таскаясь туда-сюда, как москит какой-то! Неужели они ни на секунду не задумываются о том, какие перспективы откроются перед ними, если они научатся летать по-настоящему?
12. Каждая птица имеет право летать, свобода есть сущность каждого, и потому всё, что ее ограничивает, должно быть отметено прочь, будь то традиция, суеверие или любое другое ограничение в какой угодно форме.
13. Единственный объективно существующий закон — тот, что даёт освобождение.
14. Вот она — цена непонимания. Либо Бог, либо дьявол.
15. Почему самое трудное на свете дело — убедить свободного в том, что он свободен и что он вполне способен сам себе это доказать, стоит лишь потратить немного времени на тренировку?
16. Не верь глазам своим. Ибо глазам видны лишь ограничивающие нашу свободу оковы. Чтобы рассмотреть главное, нужно пользоваться пониманием. Ты всё знаешь, необходимо только понять это. И тогда сразу станет ясно, как летать
6 июня по уже давно сложившейся традиции в России отмечается Пушкинский день или День русского языка, когда принято вспоминать творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и читать его великолепные стихотворения и другие литературные произведения.
...."Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1817).
«Наше все» точные науки с детства не жаловал. Математику не понимал и не любил, за что царица наук щедро платила ему нолями. Говорят, он так расстраивался, что даже плакал иногда. Но и эти публичные раскаяния не помогли ему избавиться от статуса одного из самых худших по успеваемости в престижном Царскосельском лицее.
Был близок к декабристам. В 1820 году под видом служебного перемещения был сослан на юг (Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса). В 1824 году уволен со службы и выслан в село Михайловское под полицейский надзор до 1826 года.
Скончался от раны, полученной на дуэли. Его перу принадлежат поэмы "Кавказский пленник "(1820-1821), "Цыганы " (1823-1824), "Борис Годунов " (1825), "Евгений Онегин" (1823-1831), "Медный всадник" (1833) и др.
Впрочем, Вы все о нем хорошо знаете со школьной скамьи...
Я же хочу поделиться с Вами 20-ю фразами, которые открывают русского классика с новой стороны.
Что ни говори, а любовь без надежд и требований трогает сердце женское вернее всех расчетов обольщения.
Поэзия, прости господи, должна быть глуповата.
Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание.
Все женщины прелестны, а красоту им придает любовь мужчин.
Любовь — это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле.
Счастье можно найти лишь на проторенных дорогах.
Не откладывай до ужина того, что можешь съесть за обедом.
Я восхищен, я очарован,
Короче – я огончарован! (О будущей жене Наталье Гончаровой).
Не ужинать — святой тому закон,
Кому всего дороже легкий сон.
Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
Глупая критика не так заметна, как глупая похвала.
Точность – вежливость поваров.
Пошлость - это то, что пошло в народ.
Поэтов хвалят все, питают – лишь журналы…
Повторенное острое слово становится глупостью.
Во всяком случае, в аду будет много хорошеньких, там можно будет играть в шарады.
Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность.
Вдохновение - это умение приводить себя в рабочее состояние.
Остроумием называем мы способность сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения.
Вот здесь лежит больной студент;
Его судьба неумолима.
Несите прочь медикамент:
Болезнь любви неизлечима!
Счастье — это термин, который объясняет сам себя. Возможно, это народная этимология, но «счастье» — это от слова «сейчас». Что это значит? Вот рисунок из журнала — три картинки рядом. Человек сидит за компьютером, а думает о гольфе. Человек играет в гольф, а думает о сексе. Человек занимается сексом, а думает о компьютере. Замкнутый круг.
Так вот, счастье — это когда ты целиком в сейчас, а не где-то еще. Если отбросить физическую боль, все наши страдания сфабрикованы умом из мыслей о прошлом и будущем. Но там всегда будет достаточно материала, чтобы сделать нас несчастными, потому что в будущем — смерть, а в прошлом — все то, что сделало ее неизбежной.
Несчастье — «не-сейчастье» — это состояние ума, констатирующего, что жизнь не удалась вчера и вряд ли удастся завтра. Если забыть про это, оказаться там, где ты есть, и, как выразился Набоков, «узнать свой сегодняшний миг» — это и есть счастье, которое практически всегда доступно.
Это «тайная свобода» Пушкина — у него именно об этом стихи, а не «о природе». Такое счастье ни от кого не зависит, и его никто не может отнять. Но за него надо идти на бой не то что каждый день, а каждую секунду. Это, конечно, парадокс, потому что воевать там не с кем, а бой выигрываешь уже в тот момент, когда вспоминаешь, что на него надо идти.
Касательно того, что надо исправить в мире — вот именно это «не-сейчастье» в себе. Все остальное исправится само, потому что его нет нигде, кроме как в голове. Там и разруха, и эффективный менеджмент, и все прочие ужасы.....
(А. Пелевин)
Судьбу Лермонтова решили 50 копеек
Поэт трагически погиб на дуэли 175 лет назад
Памятник Михаилу Лермонтову на горе Красное Солнышко в Кисловодске.
Пятигорск называли кавказским Монако. Сюда, на целебные источники, съезжались знатные дамы и господа со всей России. Не столько страждущие, сколько пышущие здоровьем светские львы и львицы, не знавшие, куда девать деньги и время.
Очарователен кавказский
наш Монако!
Танцоров, игроков,
бретеров в нем толпы;
В нем лихорадят нас вино,
игра и драка,
И жгут днем женщины,
а по ночам - клопы.
Порвал кошелек
С таким вот знанием дела воспел Пятигорск Михаил Лермонтов. Слава первого азартного города России разлетелась далеко за ее пределы. В Пятигорск частенько наведывался знаменитый игрок сэр Генри Мильс, английский полковник, бывали и другие иностранцы.
Игра, вошедшая в историю, проходила на съемной квартире Лермонтова. Ставки мизерные: рубли, десятки, реже сотни. Около полуночи банк метал Пушкин - младший брат классика, Лев. Друг Лермонтова. Михаил Юрьевич проиграл ему пару ставок. И удалился на балкон к князьям Голицыну и Трубецкому. Покурив, вернулся со стареньким бумажником. Стасовал решительно новую колоду, отложил одну из карт, накрыв бумажником и выдал экспромт (см. «Дословно»). Пусть, мол, Пушкин и силен в игре, но на этот раз его, Лермонтова, туз червей сорвет банк!
Разговоры смолкли. Общество окружило стол. Затаив дыхание гости следили за соперниками и ждали червового туза. Пока банкомет метал, Михаил Юрьевич покуривал трубку и пускал большие клубы дыма. Возглас «Бита!» разрешил поединок в пользу Пушкина.
Лермонтов, рассмеявшись, махнул рукой: «Ну так я, значит, в дуэли счастлив!» Все молчали, удивляясь коварству червового туза. Наконец Мартынов, хлопнув Пушкина по плечу, нарушил тишину: «Счастливчик!»
Запомним этого персонажа. Николай Соломонович Мартынов, сын богатого виноторговца, отставной майор.
Лермонтов стал отпирать бумажник с серебряным замком из 10 цифр. Но, видно, проигрыш так ошеломил поэта, что он забыл секретный код. С досады разорвал кошелек и, достав деньги для расплаты, в сердцах зашвырнул его под диван.
Игра какое-то время еще продолжалась, но вяло. Хозяин переходил от одной группы гостей к другой, смеялся, острил. Словно и не было проигрыша.
Наутро камердинер принес ему рваный кошелек. «На кой он мне черт без денег! Если нравится, возьми себе».
Кошелек Михаилу Юрьевичу и в самом деле не понадобился больше. Это была его последняя ставка.
Весь мир - колода
Лермонтову принадлежат строки:
Что ни толкуй
Вольтер или Декарт -
Мир для меня - колода карт.
Жизнь - банк,
Рок мечет, я играю,
И правила игры
Я к людям применяю.
Применял, разумеется, и к своим литературным героям. Помните «Фаталиста» в «Герое нашего времени»? Была только одна страсть у поручика Вулича? Как-то ночью метал банк на... подушке. И вдруг тревога! Все бросились к оружию. Вулич же докинул талью. Проигрыш! Когда он явился на позицию, вовсю шла стрельба. Вулич под пулями разыскал счастливца, отдал долг, несмотря на возражения о неуместности платежа, и только затем ринулся в схватку с абреками. Таких храбрецов на Кавказе Лермонтов встречал немало.
На реальном вроде бы факте основана и его поэма «Тамбовская казначейша». Губернский казначей Бобковский спустил все деньги, имение, лошадей, дом и все, что было в нем, даже сережки супруги. В страстном желании отыграться он поставил на кон красавицу жену. Увы, судьба посмеялась над стариком: жена досталась влюбленному в нее улану.
Сценой игры начинается и драма «Маскарад». Главный ее герой Арбенин - знаменитый картежник. Современники узнавали в нем черты композитора Алябьева, автора модного романса «Соловей», беллетриста Н. Павлова, графа Ф. Толстого... Но, конечно, многое Лермонтов списал с самого себя.
В «Маскараде» есть строки, объясняющие, чем же так притягательны карты:
Тут, тут сквозь душу
переходит
Страстей и ощущений тьма!
И часто мысль гигантская
заводит
Пружину пылкого ума...
И если победишь противника
уменьем,
Судьбу заставишь пасть
к ногам твоим с смиреньем,
Тогда и сам Наполеон
Тебе покажется и жалок,
и смешон.
Коварный туз червей
Но сколько можно испытывать судьбу?
Еще раз вспомним фаталиста Вулича, когда тот на спор приставил к виску заряженный пистолет. Печорин взял со стола червового туза и бросил кверху. «Дыхание у всех остановилось, все глаза, выражая страх и какое-то неопределенное любопытство, бегали от пистолета к роковому тузу, который, трепеща на воздухе, опускался медленно; в ту минуту, как он коснулся стола, Вулич спустил курок... осечка!»
Лермонтов в последнюю свою игру тоже сделал ставку на червового туза.
Через несколько часов после смертельного испытания с пистолетом Вулич был зарублен пьяным казаком.
Через несколько дней после игры с Пушкиным Лермонтов, веривший, что уж в дуэли-то он будет счастлив, падет от руки Мартынова.
А ведь и в Пятигорск Лермонтов попал по воле рока. Той весной 1841-го он надеялся на отставку, чтобы полностью посвятить себя литературе. Но его отправили служить на Кавказ. Куда он и выехал с родственником, капитаном А. Столыпиным. Остановившись в пути в станице Георгиевской, стал уговаривать капитана наведаться в Пятигорск, что в 40 верстах. Тот возражал: мол, надо на службу! Поэт настаивал.
Из воспоминаний улана Петра Магденко: «Лермонтов вынул из кармана кошелек, взял из него монету и сказал: «Вот, послушай, бросаю полтинник, если упадет кверху орлом - едем в отряд; если решеткой - едем в Пятигорск. Согласен?» Столыпин молча кивнул головой. Полтинник был брошен к нашим ногам и упал решеткой вверх. Лермонтов вскочил и радостно закричал: «В Пятигорск, в Пятигорск!.. Промокшие до костей, приехали мы в Пятигорск и вместе остановились в гостинице «Найтаки». Потирая руки от удовольствия, Лермонтов сказал Столыпину: «Ведь и Мартышка, Мартышка здесь. Я сказал (...), чтобы послали за ним». Именем этим Лермонтов приятельски называл хорошего знакомого, которому рок судил убить надежду русскую на поединке».
«На ловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока!» - писал Лермонтов об убийце Пушкина Дантесе в знаменитом стихотворении «На смерть поэта».
Вот так же по воле рока летом 1841-го в Пятигорске оказался Мартынов. Он мечтал получить на Кавказе звание генерала, но вышел в отставку майором. Вроде бы за карточное шулерство.
Злой Мартыш
Они были знакомы с детства. Мартынов тоже писал стихи, прозу. Но посредственные. И завидовал славе приятеля. Особенно роману «Герой нашего времени». В нем он видел себя Грушницким, которого убил на дуэли Печорин. А свою сестру узнал в героине романа княжне Мэри. Вроде бы за это обиделся на Лермонтова. И, возможно, решил в жизни переиграть сюжет с поединком. Через несколько дней он поссорится с Лермонтовым на балу. Поводом вроде бы станут шуточки поэта в его адрес. Лермонтов действительно часто подтрунивал над Мартышкой. Благо тот давал поводы. В том же 1841-м он напишет два дружеских экспромта: «Наш друг Мартыш не Соломон» и «Скинь бешмет свой, друг Мартыш». Мартынов ответил злой эпиграммой Mon cher Michel.
27 июля у подножия горы Машук состоялась дуэль. Неизвестно, почему Лермонтов не убил своего соперника, как Печорин Грушницкого, а выстрелил в воздух. Возможно, он и к поединку отнесся так же, как к Мартышу, - с иронией. Не верил в серьезность намерений приятеля. А тот решил пулей переписать «Героя нашего времени»...
Мартынов, или Мартышка, как его звал Лермонтов, всегда завидовал славе друга-поэта.
Камердинер обогатился
А что же старенький кошелек, монета из которого решила судьбу поэта в станице Георгиевской? После гибели Михаила Юрьевича камердинер выгодно продал разорванный в последней игре бумажник, и он долго переходил из рук в руки. Пока в конце ХIХ века не попал в Лермонтовский музей. Все так же запертый на забытой поэтом цифре.
ДОСЛОВНО
Вот экспромт, родившийся у Лермонтова в ту полночь:
В игре, как лев, силен
Наш Пушкин Лев,
Бьет короля бубен,
Бьет даму треф.
Но пусть всех королей
И дам он бьет:
«Ва-банк!» - и туз червей
Мой - банк сорвет!»
Без всякого сомнения, 15 сентября - это День писателей остросюжетного жанра:
15 сентября 1789 года в американском городе Бёрлингтон (штат Нью-Джерси) родился Джеймс Фенимор Купер, американский писатель, мастер приключенческого жанра. Благодаря его книгам - «Последний из могикан», «Зверобой», «Следопыт» - мир узнал о воинственных племенах североамериканских индейцев, благородных белых охотниках и нежных красавицах, которых так приятно спасать от рук разбойников и жестоких дикарей.
15 сентября 1890 года в английском городе Торки (графство Девон) родилась Агата Кристи, английская писательница, один из самых популярных в мире авторов детективных романов. Она написала более 60 книг, которые были изданы на 100 языках мира общим тиражом более 4 миллиардов экземпляров. Главный герой ее произведений - частный сыщик Эркюль Пуаро появился в ее книгах в начале 1920-х годов и стал героем 33 романов и более чем 50 рассказов. Проницательную старую деву - мисс Марпл - писательница придумала в 1927 году. Считается, что прообразом мисс Марпл стала бабушка писательницы, которая была очень милым человеком, но всегда ждала от окружающих самого худшего и обычно оказывалась права в своих подозрениях. По книгам Агаты Кристи было снято несчетное количество фильмов и сериалов. Более того, и сама писательница становилась героиней кинокартин. Так в английском фильме "Агата" (1979) роль писательницы исполнила Ванесса Редгрейв.
Вы здесь » Мы так нужны друг другу » Все о книгах » Книжная лавка