Каталония грозит ЕС долговым кризисом. Анна Королёва
03 октября 2017
Политические проблемы в Испании уже привели к падению цен на облигации ряда стран ЕС. Обманутые ожидания самих каталонцев по поводу своего процветания при независимости это еще самое мягкое последствие, которое можно предсказать, но вопрос в том, насколько жесткими окажутся прочие.
На этом снимке объединены две независимости. Британии от Евросоюза, поскольку это площадь Пикадилли в Лондоне, где идет сейчас трудный процесс Brexit’а, и Каталонии, чей флаг принесли сюда члены лондонской каталонской общины, от Испании
Все усилия европейских властей по стабилизации ситуации с государственными долгами ряда стран региона, предпринятые в последние несколько лет, могу сойти на нет. Это связано с проблемами в Испании, где в выходные прошел референдум по отделению региона Каталонии в отдельное государство. Доходность 10-летних испанских облигаций впервые с июля поднялась выше 1,7% годовых, потянув за собой бумаги Италии и Португалии, пишет Finanz.ru.
В Каталонии во время проведения референдума прошли стычки с федеральной полицией, однако на голосование пришли более 2 млн человек, и 90% из них высказались за независимость региона. Референдум был признан незаконным официальным Мадридом и властями ЕС, но рынок испанского госдолга отреагировал падением до котировок до 3-месячных минимумов.
Это вполне объяснимо: Каталония составляет 20% испанской экономики и дотирует бюджет центрального правительства на 8,5-11 млрд евро в год. Госдолг Испании составляет 99,4% ВВП, а с потерей пятой части экономики достигнет 124% ВВП. Это вдвое выше, чем допускается маастрихтскими критериями о введении единой валюты, и второй рекордный показатель в зоне евро (выше только у Греции).
Потеря доходов от Каталонии увеличит дефицит бюджета Испании с 4,5% до 6,7% ВВП, или 60 млрд евро, подсчитали в Gefira, отмечая, что из-за «высокой вероятности банкротства» Мадриду, скорее всего, потребуется новая помщь от властей ЕС. Брюссель в ответ вероятно, снова потребуют «затянуть пояса» и запустить новую программу экономии.
Говоря обо всех проблемах, которые могут возникнуть в случае выхода Каталонии из состава Испании, не стоит забывать и тот факт, что прошедший референдум не признан не только Испанией, но и Еврокомиссией, что является более существенным фактором для региона, предупреждает старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. Если регион хочет не только выйти из состава страны, но при этом сохранить свою экономику, для него важнейшим фактором остается сохранение региона в рамках ЕС и еврозоны. А значит, Каталонии придется проводить такой референдум, который бы признала Европа.
«Что же касается нового долгового кризиса, то я бы не стал говорить о долговом кризисе в Европе», – указывает эксперт. Единственная страна, которую затронет данный фактор, станет Испания, уверен он. Остальных стран это не коснется, так как выход Каталонии из состава страны фактор локальный. На мой взгляд, она останется в рамках еврозоны. Параллельный выход из Еврозоны окажет существенное негативное влияние на ситуацию в регионе, а значит европейские чиновники попытаются найти возможность оставить регион в рамках валютного союза.
В результате все те торговые и экономические связи, что были ранее, продолжат работать и выход региона из состава страны не окажет влияния на экономику Европы. Также Богдан Зварич не исключает, что Каталонию при выходе, если он состоится, заставят взять часть долга Испании (пропорционально ВВП), что приведет к его снижению, а, значит, окажется менее негативным фактором для долгового рынка. В остальном же, я думаю, что ЕЦБ примет специальную программу для поддержания ситуации на долговом рынке – начнет скупку испанских бумаг, что, как минимум, сгладит влияние выхода Каталонии, как максимум его полностью нивелирует.
И все же пока сложно сказать, каким будет конечное влияние референдума в Каталонии на долговые рынки, отмечает генеральный директор «ИК «Питер Траст» Антон Мамаев. Скорее всего, несколько усилится давление на облигации Испании в сторону роста доходности, также референдум может быть одним из факторов ослабления евро против доллара. Но, подчеркивает эксперт, только одним из. Основным драйвером снижения облигаций и роста доллара является изменение риторики ФРС и смещение ожиданий рынка в сторону роста вероятности еще одного повышения ставки в США до конца этого года. На этом фоне итоги референдума в Каталонии не выглядят каким-то серьезным событием.
Драматизм каталонского референдума отличает его от всех напряжённых голосований в Европе в последние годы – будь то референдумы в Великобритании, выборы во Франции или Германии, рассказывает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. И экономические причины столкновений Барселоны и Мадрида выступают основными. Но из этих причин вырастают и возможные последствия развития процесса. Да, отделение Каталонии, или «Каталекзит», резко ослабит Испанию. Но иллюзорно то, что Каталония без Испании будет благоденствовать. Продукция, производящаяся в промышленно развитой Каталонии, на 90% реализуется в самой Испании.
Если предположить жёсткий разрыв (а драматизм проведения референдума не исключает тяжёлого сценария), то Барселона потеряет основной рынок сбыта, констатирует эксперт. И автоматически перестанет пользоваться внутренними условиями Евросоюза. В ЕС, крайне негативном к сепаратизму, уже указали, что для присоединения к Союзу Каталония должна будет пройти все процедуры, и будут они нелёгкими. Кроме того, логично предположить, что в случае «развода» Каталония вместе со своими 20% ВВП Испании вынуждена будет принять и 20% госдолга всей страны. Большими издержками отзовётся и разрыв налаженных экономических связей каталонского бизнеса.
Всё вышеперечисленное вместе, по словам Гойхмана, означает, что в глубинных интересах ни одной из сторон не выгоден Каталекзит. Каталония – всё же не Великобритания, в которой сильнее экономика и меньше включенность в «живые» хозяйственные процессы внутри Европы. Поэтому вероятно, что непризнание барселонского референдума испанскими и европейскими властными структурами в конце концов выльется в переговоры, предметом которых станет ещё большая автономия Каталонии, оставление в ней более высокой доли налогов, дополнительные политические преференции. Это стало бы вполне приемлемым компромиссом для всех сторон.
Пока не разрешится данный конфликт (а это могут быть долгие месяцы), стоимость испанского долга будет высока, уверен Марк Гойхман. Доходность испанских гособлигаций с нынешних 1,7% может подняться к 2-2,5% и выше, как в 2015 г. Ещё в 2012 г. она составляла 6,7%.
Конечно, признает, в свою очередь, аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, разделение Каталонии и Испании в первые 1-2 года принесет отрицательные экономические последствия для обоих сторон: сократятся рабочие места, упадут доходы в сфере торговли и туризма, новое потенциальное государство должно будет взять на себя большие административные расходы, значит, должны вырасти налоги. Что касается стоимости и доходности облигаций — рынки будут, в первую очередь, следить за тем, насколько жизнеспособна Каталония и насколько способна латать возникшие в экономике дыры Испания.
Пророчество о долговом кризисе основано на минутном настроении, вызванном столкновениями голосующих и полиции накануне, но, если посмотреть здраво, то долговые рынки Европы будут проседать не потому, что там активизируются сепаратистские настроения, а потому, что ФРС провозглашает курс на укрепление курса доллара, и на фоне событий, подобных каталонским, капиталы будут просто уходить в американские активы, как менее рискованные.
Да, говорит аналитик, долг Испании с большой вероятностью достигнет отметки 125% ВВП, но есть Греция, у которой этот показатель 117%, и она более-менее в порядке. К сепаратизму скоро привыкнут и будут, скорее всего, относиться более прагматично. Думаю, что финансисты в своих умах уже представили распад ЕС и заложили этот сценарий в свои финансовые модели, и скоро начнут ребалансировку портфелей в пользу американских казначейских облигаций. Снижение курса евро к доллару, продолжающееся с начала сентября, подтверждает этот тезис.
Успех Каталонии в случае отделения во многом будет зависеть от того, возьмет ли она на себя часть долга Испании и согласится ли погашать свой собственный долг, считает Алексей Антонов. Если да, то ей предстоят трудные 2-3 года, но взамен экономика будет подкреплена верой в нее международных инвесторов. Если заморозит выплаты по всем долгам — станет «маргинальным» государством, которому сложно будет найти инвестиции и заемные средства на развитие.
Анна Королёва, «Expert Online»